Итак, ваш клиент хочет, чтобы вы поработали за то, что он разместит у себя ссылку на ваш блог? Или чтобы вы провели свадебную фотосессию всего за одну десятую вашего гонорара? Каждый из нас рано или поздно встречает подобного «клиента из ада», и как же хочется высказать ему всё, что вы о нём думаете, сделать скриншот сообщения, и разместить его в социальных сетях.
Но можно поступить иначе: сделать глубокий вдох и подумать о своей репутации. Мы предлагаем вам список 10 фраз, которые, мы знаем, вы устали слышать, а также варианты ответов на них, позволяющие вам сохранить ваше доброе имя профессионала своего дела.
Содержание
- 1 «А какой камерой вы пользуетесь?»
- 2 «А вы можете при помощи Фотошопа вставить этого человека на нашу фотографию?»
- 3 «Вы можете сделать меня стройнее/симпатичнее?»
- 4 «Можем ли мы получить скидку, если фотографии обработаем самостоятельно?»
- 5 «Мне предложили сделать свадебную фотосессию за 350$ сможете ли вы предложить более низкую цену?»
- 6 «Можете ли вы сделать фотографии в стиле [имя известного фотографа]?»
- 7 «Спасибо за отличную фотосессию прошлой ночью. Мы хотели бы получить фотографии как можно скорее, вы можете отправить их на этой неделе, пожалуйста?»
- 8 «Мы будем рады видеть вас на нашем мероприятии… и не забудьте взять с собою камеру».
- 9 «Мы не можем вам заплатить, но наша фотосессия будет полезна для вашего портфолио/ вы сможете организовать выставку».
- 10 «Разместив фотографии на своём сайте, вы подтолкнули нас к их использованию без вашего согласия».
«А какой камерой вы пользуетесь?»
Что называется, классика жанра. Этот вопрос повторяется в разных вариациях, имеющих одну суть: убеждённость в том, что фотографии, которые вы снимаете – результат работы вашей камеры, а не вашего мастерства. Фраза: «Той, которая делает фотографии» – будет вполне адекватным ответом на вопрос знакомых или случайных прохожих. Однако, если вопрос задал ваш клиент, пожалуй, более уместным будет менее саркастический ответ: «Новейшую [вставить модель камеры], которая позволяет мне по-настоящему реализовать моё мастерство и получить наилучшие результаты независимо от условий съёмки».
«А вы можете при помощи Фотошопа вставить этого человека на нашу фотографию?»
В большинстве случаев, это довольно невинный вопрос, задаваемый людьми по незнанию. Людям, несведущим в фотографии и фотообработке, идея вставить фотографию дедушки, загорающего на пляже, в студийный семейный портрет может показаться вполне нормальной. Если же этот вопрос регулярно звучит из уст ваших клиентов – лучшим способом сохранить ваши нервы и время будет – разместить ответ на него в FAQ вашего сайта.
«Вы можете сделать меня стройнее/симпатичнее?»
Что ж, скорее всего, вы можете это сделать, поэтому ваш ответ будет зависеть от того хотите ли вы этим заниматься или нет. Кроме того, если это не простейшая ретушь, которую вы бы сделали, в любом случае на стадии обработки фотографий, то вы можете ответить, что это будет дополнительная услуга. Разъясните клиенту сколько это займёт времени и сколько это будет ему стоить.
«Можем ли мы получить скидку, если фотографии обработаем самостоятельно?»
На этот вопрос ответьте своим клиентам, что все ваши фотографии – это результат каторжного труда, вашего мастерства и авторской обработки. Вы не можете себе позволить передать клиенту незаконченную работу, так же как, например, пекарь не даст покупателю комок неспечённого теста, вместо хлеба.
«Мне предложили сделать свадебную фотосессию за 350$ сможете ли вы предложить более низкую цену?»
Подобное предложение для большинства фотографов звучит оскорбительно. Но прежде, чем съязвить в ответ на него, переведите дух, и объясните клиенту какой объём работы включает в себя фотосъёмка свадьбы и обработка фотографий. Также расскажите, какие дополнительные услуги включаются в ваш вип-пакет. Мы встречали свадебных фотографов, которые смогли убедить несговорчивых клиентов выбрать самые дорогие из предлагаемых ими фотосессий, сославшись на то, что над их свадебной фотосессией будут работать только лучшие из лучших.
«Можете ли вы сделать фотографии в стиле [имя известного фотографа]?»
«Да, конечно, только позвольте я схожу, узнаю, сколько он берет за свою работу и вернусь к вам с расценками» – таким может быть один из вариантов ответа. Кроме того, вы можете предложить таким клиентам рассмотреть ваш сайт с примерами ваших работ, сказав, что при работе над фотографиями вы стараетесь подражать стилю известных фотографов.
«Спасибо за отличную фотосессию прошлой ночью. Мы хотели бы получить фотографии как можно скорее, вы можете отправить их на этой неделе, пожалуйста?»
Дайте положительный ответ, но сделайте это следующим образом: «Я могу обработать ваши фотографии быстрее, чем обычно, но в таком случае я вынужден буду сделать надбавку к первоначально оговорённому гонорару за срочность. Но мы можем избежать этих дополнительных расходов, придерживаясь нашей первоначальной договорённости».
«Мы будем рады видеть вас на нашем мероприятии… и не забудьте взять с собою камеру».
Вздохните. Это более дипломатичный вариант просьбы «приходите к нам на свадьбу и возьмите свой фотоаппарат», но не менее раздражающая. И она требует еще более дипломатичный и не менее жёсткий ответ. К примеру, ваша фраза «Когда я не работаю – я делаю фото только на свой смартфон» должна расставить все точки над i.
«Мы не можем вам заплатить, но наша фотосессия будет полезна для вашего портфолио/ вы сможете организовать выставку».
Успокойтесь. Самый простой способ решить эту головоломку – провести анализ ваших расходов и предполагаемой выгоды. В большинстве случаев, вы, скорее всего, придёте к выводу, что стоимость вашего труда превышает выгоду от размещения ссылки на ваш сайт или любой другой вариант рекомендаций вашего портфолио. В таком случае у вас нет никаких причин, для того, чтобы соглашаться на подобное предложение.
Если же вы – начинающий фотограф, и действительно нуждаетесь в рекомендациях или портфолио, такой вариант сотрудничества, возможно, с некоторых точек зрения, будет идеальным: вы пополните портфолио и наладите отношения с людьми, которые смогут порекомендовать вас потенциальным клиентам. Во всех остальных случаях, вы можете сделать вежливое встречное предложение: «Я пришлю вам мой прайс-лист».
«Разместив фотографии на своём сайте, вы подтолкнули нас к их использованию без вашего согласия».
Что ж, пришло время перестать быть хорошим. Это оправдание достаточно часто используется нарушителями авторских прав. Конечно, весьма соблазнительно, в ответ на такое заявление отправиться в офис компании, нарушившей ваши авторские права, и устроить небольшой погром, заявив, что компания, подтолкнула вас к порче её имущества, сделав его легкодоступным. Однако, мы рекомендуем быть выше этого и для решения сложившейся проблемы обратиться в суд.
Метки: Взаимодействие с клиентами, Фотосоветы