Решив перейти от «мыльницы» к камере со сменными объективами, вы можете столкнуться с вопросом выбора не только тушки, но и объектива. Муки выбора могут преследовать вас и в случае, если вы решили приобрести новый объектив в дополнение к тому, что у вас уже есть.
Итак, если вы подумываете о покупке объектива, наше небольшое руководство поможет вам сделать правильный выбор.
Содержание
- 1 Как выбрать объектив для камеры: Первый шаг
- 2 Как выбрать объектив для камеры: За пределами основ
- 3 Как выбрать объектив для камеры: Игра чисел
- 4 Как выбрать объектив для камеры: Зумы и фиксы
- 5 Как выбрать объектив для камеры: Смотрите шире
- 6 Как выбрать объектив для камеры: Помните о стабилизации
- 7 Как выбрать объектив для камеры: Вместо заключения
Как выбрать объектив для камеры: Первый шаг
Мы не сомневаемся, что вы проделали огромную работу по изучению характеристик вашей новой камеры, прежде чем её купить. Тем не менее перед покупкой ещё раз поинтересуйтесь доступностью объективов для модели, которую вы выбрали. Конечно, вы не будете приобретать десяток объективов для тушки, но всё же, убедитесь, что для вашей модели доступен весь спектр объективов: от широкоугольных до телефото. И, прежде всего, проверьте, что для выбранной вами модели доступны объективы, отвечающие требованиям жанра, в котором вы собираетесь снимать.
Приобретая камеру со сменным объективом, вы становитесь зависимы от типа байонета, используемого производителем. Например:
- Nikon использует байонеты F и Nikon 1
- Canon – EF и EF-S (а для беззеркальных камер EOS M– EF-M)
- Sony – А и E байонеты
- Panasonic и Olympus – байонет Micro Four Thirds
- Pentax – К байонет
- Leica – байонет M
Несмотря на то, что все они взаимозаменяемы внутри линейки производителя, вы не сможете использовать объектив Nikon на тушке Canon и т.д. (будем честными до конца: способ использовать объективы Nikon на камерах Canon есть, и мы рассказывали о нём). Эта информация может показаться элементарной, но при выборе камеры она очень важна.
Как выбрать объектив для камеры: За пределами основ
Зеркалки и беззеркальные камеры – особенно модели начального уровня – часто продаются в комплекте со стандартным 18-55mm трёхкратным зум-объективом, охватывающем диапазон, примерно, от 27 мм до 82,5 мм в 35-мм эквиваленте.
Это может показаться впечатляющим, но если подумать, то это всё-таки всего лишь 3-кратный зум в диапазоне 27-82,5 мм в 35-мм эквиваленте. Сравните эти данные с характеристиками, например, компактного Canon PowerShot SX700 HS, оснащённого 30-кратным зумом (25-750мм в 35-мм эквиваленте), и вы очень быстро поймёте, что вам придётся потратить немало средств, чтобы покрыть такой же диапазон фокусных расстояний.
Конечно, сравнивать зеркалку и мыльницу некорректно, так как качество и разрешение снимков, сделанных зеркалкой, настолько превосходят характеристики снимков мыльницы, что остальные плюсы последней становятся несущественны. Просто мы хотим, чтобы вы быть готовы к возможным неожиданностям.
Как выбрать объектив для камеры: Игра чисел
А теперь, будьте готовы использовать калькулятор на вашем смартфоне.
Хотя на объективе может быть указано фокусное расстояние и 14-42мм, и 18-55мм, и 70-200мм, и так далее, фактический угол обзора, который вы сможете запечатлеть на фотоснимке, зависит от размера сенсора вашей камеры. Это и есть так называемый кроп-фактор.
В случае большинства зеркалок и беззеркальных камер, использующих APS-C сенсоры, это число составляет 1.5x или 1.6x. Именно так мы и получили полнокадровый эквивалент фокусного расстояния китового объектива, указанный выше: умножив 18-55мм на 1,5 мы получили 27-82.5мм.
Кроп-фактор меняется от производителя к производителю, а иногда от модели к модели: Olympus и Panasonic Micro Four Thirds-камеры имеют кроп-фактор 2х, Nikon 1 – 2.7x, Pentax Q – 5.6x, и так далее.
Почему же это так важно? Во времена господства 35-мм плёнки все камеры использовали одинаковый размер носителя изображения. Поэтому при взгляде на маркировку фокусного расстояния объектива, пользователь сразу знал, какой угол обзора он сможет запечатлеть на снимке. В те времена 24-мм объектив был супер широкоугольным, 50-мм – стандартным, а 28-70-мм объектив был универсальным, способным заменить и широкоугольный и короткий телеобъектив.
В настоящее время единственные камеры, на которых вы можете рассчитывать на получение фокусного расстояния 1:1 к указанному на объективе – полнокадровые (или фулфрейм) камеры, размер сенсора которых соответствует размеру 35-мм плёнки. Полнокадровые камеры обеспечивают прекрасное качество изображения, но цена на них по-прежнему довольно высока.
При покупке объектива для своей новой фотокамеры вы всегда должны помнить о том, что угол обзора полученных изображений будет зависеть от размера сенсора.
Например, популярный объектив Canon 50mm f/1.8 в сочетании с Canon EOS 700D из-за кроп-фактора камеры (1,6х) вместо ожидаемого «нормального» угла зрения, даст угол обзора, эквивалентный 80-мм объективу на полном кадре. На камерах же с сенсорами Micro Four Thirds 25-мм объектив будет не широкоугольным, а эквивалентом 50-мм объектива, поскольку кроп-фактор таких камер равен 2х. То есть, если вам нужен по-настоящему широкоугольный объектив, то для сенсора APS-C Canon, вам следует присмотреться к 18-мм объективам, а для Micro Four Thirds – 14-мм.
Как выбрать объектив для камеры: Зумы и фиксы
Подавляющее большинство сменных объективов являются зумами. Их удобство нельзя недооценить, поскольку один такой объектив предлагает пользователю достаточно широкий диапазон фокусных расстояний. Помимо китовых объективов с 3-х кратным зумом, существуют объективы с 7-ми и 12-ти кратным зумом (также называемые суперзумы или телефото).
Вы можете встретить объективы с маркировкой, например, 18-125 мм, 18-200 мм или 55-210 мм и так далее. Если умножить эти цифры на среднее значение кроп-фактора (1,5х) APS-C сенсоров, то вы увидите, что используя эти объективы даже на кроп-камерах, вы сможете захватить от достаточно широких углов на 27,5 мм до телефото на 350 мм (в зависимости от того, какой объектив вы выберете, конечно). Именно эта гибкость зум-объективов является их основным преимуществом: ведь для того, чтобы снять различные сцены вам не нужно менять объективы.
Однако, не забывайте, что камеры разных производителей комплектуются сенсорами разного размера (с разным кроп-фактором), соответственно, для одних и тех же задач они требуют объективов с различным фокусным расстоянием. Поэтому объективы, представленные на рынке, столь разнообразны по фокусному расстоянию.
Так, стандартные зум-объективы Micro Four Thirds имеют фокусное расстояние 14-42мм, в то время как китовый зум для Nikon 1 – 10-30 мм. А полнокадровые беззеркальные камеры Sony – A7, A7R и A7S – комплектуются китовым 24-70mm зумом. Несмотря на различное фокусное расстояние, все эти объективы обеспечивают примерно одинаковые углы обзора.
Современный рынок предлагает великое множество вариантов зум-объективов – просто проверьте веб-сайты производителей, и вы сможете получить подробную информацию о характеристиках и стоимости зумов.
И не стоит бояться выйти за рамки бренда вашей камеры: есть множество сторонних производителей объективов (например, Sigma, Tamron и т.д.), предлагающих высокое качество по более доступной цене.
Фиксы также известны, как объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Данный тип объективов рассчитан, в первую очередь, на тех, кто достаточно хорошо разбирается в фотографии (или же на рядовых пользователей, желающих подняться на более высокую ступень фотомастерства).
Пожалуй, самым распространённым примером фикса является 50-мм объектив, используемый в паре с кроп-камерами, оснащенными APS-C сенсором, поскольку на них он хорошо подходит для портретов и даёт эквивалент близкий к классическому портретному фокусному расстоянию в 85 мм.
Ряд объективов не могут быть зумами, в принципе, например, Fisheye или макрообъективы. В то же время, некоторые супер-зумы имеют фиксированное фокусное расстояние.
Один из главных аргументов в пользу выбора объектива с фиксированным фокусным расстоянием заключается в том, что фиксы, в большинстве случаев, дают лучшее качество изображения, нежели зумы. И это закономерно, ведь фиксы охватывают только одно фокусное расстояние, а не десяток. Кроме того, в фиксах, обычно, доступна более широкая диафрагма, позволяющая лучше размывать фон (что очень хорошо для портретов), и использовать короткие выдержки даже при плохом освещении. Например, в условиях, где с китовым зум-объективом вы будете вынуждены использовать вспышку, с фиксом вы сможете снимать, используя только имеющийся свет.
Как выбрать объектив для камеры: Смотрите шире
Начав поиск объектива для покупки, вы можете немного смутиться, сравнивая их стоимость. Например, вы можете увидеть один 50-мм объектив за, скажем, 150$, а другой – того же самого производителя – за 1 600$.
Ключевым отличием двух таких объективов является диафрагма (точнее, насколько широко она может быть открыта), определяемая диафрагменным числом – чем меньше число, тем больше света вы можете захватить.
В случае с объективом за 150$, диафрагменное число составляет f/1.8, в то время как у более дорогого объектива – f/1.2. Кроме того, в дорогом объективе используется оптика более высокого качества, что также значительно увеличивает его стоимость. Если вы часто снимаете в условиях низкой освещённости без вспышки, то объектив с малым диафрагменным числом вам просто необходим и его приобретение будет оправдано.
Сравните приведенные выше цифры – f/1.8 и f/1.2 – со стандартными значениями диафрагму зум-объективов (которые варьируются от f/3.5 до f/5.6), и вы увидите, что фикс с большей диафрагмой позволяет захватить в два, три, четыре и более раза большее количество света.
Один из самых быстрых объективов Leica Noctilux 50mm f/0.95 стоит в районе 11 000$. Да, это абсурд, но мы просто хотели показать вам зависимость стоимости объектива от его максимальной диафрагмы.
Однако, стоит отметить, что есть намного более дешёвые варианты быстрых объективов стоимостью около 1 000$ , особенно для беззеркальных систем, например, таких как Micro Four Thirds.
Как выбрать объектив для камеры: Помните о стабилизации
Многие камеры со сменными объективами оснащены системами стабилизации изображения, встроенными непосредственно в камеру, помогающими уменьшить количество размытых кадров. Любой объектив, установленный на такую камеру, будет автоматически стабилизироваться.
Однако, Canon и Nikon – пожалуй, два крупнейших продавца зеркалок – не придерживаются этой тенденции. Так что если вы хотите стабилизации – будьте любезны купить объективы, оснащённые такой системой. Эти объективы очень легко определить, поскольку Canon маркирует их IS, а Nikon — VR. Другие производители, обычно, используют разновидности этой номенклатуры.
Наличие у объектива функции стабилизации изображения может быть очень важно, особенно если вы делаете (или планируете делать) множество снимков в движении, с увеличением или в условиях низкой освещённости без вспышки.
Как выбрать объектив для камеры: Вместо заключения
В этой статье мы, конечно, лишь обозначили ключевые моменты, на которые вам следует обратить внимание при выборе объектива.
В будущем же, при выборе очередного объектива вы, возможно, углубитесь в детальное изучение качества оптики и конкретных характеристик, каждого интересующего вас образца.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».