Как фотографировать небо и облака

Природа часто дарит нам потрясающие возможности для съемки восходов, закатов, солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака, и создающих потрясающий вид. Собираясь снимать пейзаж, я, как правило, дожидаюсь облачного дня, потому что благодаря облакам фотографии выглядят более драматично и ярко.

Без облаков, восходы и закаты часто выглядят скучно, вынуждая нас исключать небо из кадра и фокусироваться на объектах переднего плана. И наоборот, если вы становитесь свидетелем того, как солнце встает или садится в облаках, окрашивая их в яркие, непередаваемые цвета, у вас есть отличный шанс сделать ваши фотографии более красочными и живыми. Действительно, облака бывают настолько красивы, что с легкостью могут становиться основным элементом композиции фотографии.

В этой статье я не буду говорить только лишь о процессе фотосъемки неба и облаков, но и о том, как сделать облака на ваших фотографиях более драматичными и динамичными.

Как фотографировать небо и облака

Облака могут быть самых разных видов и форм и группируются наукой в несколько категорий, такие как кучевые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые и т.д. И каждая из этих категорий содержит различные типы видов и подвидов, которые можно наблюдать при тех или иных условиях.

Например, облака на фотографии выше, окутывающие вершину горы Ренье, классифицируются, как «линзовидные». Формируясь в различное время года, они могут напоминать формой, то летающую тарелку, то гриб.

А на фотографии ниже, ступенчатые облака, протянувшиеся от одной вершины к другой, создают потрясающий драматический эффект:

Как фотографировать небо и облака

Не будь на этих фото облаков, я вряд ли включил бы их в свое портфолио. Скорее всего, я сфокусировался бы на чем-нибудь другом и вырезал бы из кадра большую часть неба. Одним словом, облака – более важный элемент ваших фотографий, чем вы могли бы думать.

Так как лучше всего фотографировать небо и облака? Давайте взглянем на процесс съемки и рассмотрим некоторые из методов, которые я использую при съемке облачных пейзажей.

Погодные условия

Одна из первых ошибок, совершаемых многими начинающими фотографами,  заключается в том, что они ждут солнечных дней, стараясь любой ценой избежать плохой погоды. Я помню, как я сам проверял прогноз погоды на ближайшие дни и планировал съемку только тогда, когда был уверен, что не столкнусь с ураганом, дождем или ветром. Но со временем я понял, что мои лучшие снимки были сделаны в плохую погоду – ненастные дни дают возможность запечатлеть удивительные по своей красоте облака, особенно на восходе и закате. Например, размещенная выше фотография облака, протянувшегося от одной вершины к другой, была сделана мной, когда я в полном расстройстве бродил по песчаным дюнам в очень ветреный день (порывы ветра в тот день достигали 40-50 миль в час!). В тот день я был вместе с моим другом Сергеем, и он был немного испуган ненастьем, постоянно повторяя мне, что нам было бы неплохо вернуться. А я все ждал, когда же покажется солнце,  так что снимок, который вы видели выше был последним снятым мной в тот день. Я сделал его на мой Nikon D700, используя технику панорамной съемки.

Как фотографировать небо и облака

Таким образом, если вы собираетесь снимать в малооблачные, облачные или ненастные дни, у вас будет больше шансов запечатлеть что-то интересное и красивое. Но не забывайте и об элементарных правилах безопасности – если порывы ветра превышают 50 миль в час, существует вероятность урагана, так что такую непогоду лучше пересидеть дома.

Поляризационный фильтр

Если у вас все еще нет поляризационного фильтра, пришло время купить его!

Использование поляризационного фильтра может помочь выделить облака на фоне неба, а также сделать цвет неба более насыщенным. Все, что вам нужно сделать, это закрепить поляризационный фильтр на объективе, а затем вращать его до тех пор, пока не увидите эффект его воздействия в видоискателе. При выборе верного угла установки поляризационный фильтр может создать существенную разницу в зрительном восприятии неба, и сделать облака по-настоящему выделяющимися, блокируя попадающие в объектив световые волны определенной длинны.

Как фотографировать небо и облака

Гадиентный нейтральный фильтр

При фотосъемке облаков на закате и восходе солнца, диапазон экспозиции сцены может быть слишком большими для того, чтобы ваша камера могла его захватить. Если вы проведете замер экспозиции по облакам, вы рискуете получить недоэкспонированные элементы переднего плана. А если вы проведете замер по переднему плану, вы можете передержать или полностью вымыть облака. При работе со сценами с таким широким динамическим диапазоном есть два способа, чтобы заснять сцену – воспользоваться техникой съемки HDR, или же градиентным фильтром нейтральной плотности (GND-фильтром).

Обычно я стараюсь держаться подальше от использования HDR, потому что достаточно сложно сделать так, чтобы HDR-изображения выглядели естественно, кроме того на их съемку и постобработку тратится весьма много времени.

Гораздо проще и удобнее, на мой взгляд,  воспользоваться GND-фильтром. Хотя выбор способа съемки – дело сугубо субъективное и я не стану утверждать, что один способ лучше другого.

Как фотографировать небо и облака

Поскольку большинство пейзажей не имеют прямой линии горизонта и включают в себя горы, деревья и другие элементы, я бы порекомендовал использовать GND-фильтр с диапазоном в 3 стопа (часто такие фильтры маркируются как Soft-Edge 0.9 GND). С диапазоном градации в три стопа вы легко сможете заметить в видоискателе эффект от применения такого фильтра. Единственное, вы не должны забывать следить за зоной перехода – если у вас есть высокие деревья или горы, их вершины могут получиться слишком темными для снимаемой сцены.

Как фотографировать небо и облака

Вы можете использовать GND-фильтр и для выделения переднего плана. Для этого ванн нужно будет лишь перевернуть фильтр вверх ногами. Затемнение переднего плана порой может позволить получить более привлекательные изображения.

Выдержка

Если на переднем плане снимаемой вами сцены присутствует движущаяся вода, у вас может возникнуть соблазн использовать очень длинные выдержки, чтобы создать гладкую, «бархатную» на вид воду. Тем не менее, облака часто двигаются очень быстро – особенно низкие облака – так что длинные выдержки могут испортить вашу фотографию, полностью смазав вид и формы облаков. Если вы осознанно стремитесь к этому и хотите запечатлеть сюрреалистическое небо, то вы можете смело прибегнуть к съемкам на длинных выдержках. Но если вы хотите выделить облака, подчеркнуть их форму, лучше используйте короткие выдержки.

В этом случае не существует какой-либо универсальной формулы определения длительности выдержки, так как все зависит от того, что вы пытаетесь заснять, и насколько освещена снимаемая сцена. Просто сделайте снимок, увеличьте и проверьте, размыты облака или нет. Очевидно, что если вы будете иметь дело со слабоосвещенной сценой и длинными выдержками, вам следует использовать штатив.

Как фотографировать небо и облака

Если вы неуверены в правильной настройке экспозиции, я могу посоветовать вам воспользоваться брекетингом экспозиции. Три снимка с шагом в 1 стоп на стадии постобработки дадут вам существенно больший простор для редактирования, даже если вы снимали с градиентным фильтром нейтральной плотности.

Композиция

Форма облаков столь разнообразна, что они вполне могут выступать самостоятельными объектами съемки. Однако, каким бы сильным ни был соблазн сфотографировать только облака, я призываю вас включить в сцену элементы переднего плана.

В то время как облака, безусловно, могут быть ключевым элементом сцены, они часто выглядят лучше в качестве фона. Я, как правило, смотрю на них, как на своеобразный «наполнитель» неба, и перед началом съемки внимательно осматриваюсь в поисках чего-нибудь интересного, что я мог бы включить в кадр.

И даже если вокруг вас нет абсолютно ничего интересного, и вы находитесь в чистом поле, включите в сцену хотя бы небольшой кусочек этого поля – это привнесет в сцену ощущение масштаба и сделает фотографию более выразительной.

Когда облака неоднородны важно правильно кадрировать свой снимок так, чтобы изображение не выглядело рваным. Если в кадре есть группа облаков, постарайтесь заснять ее целиком, не разделяя.  Кроме того, я всегда рекомендую нашим читателям оставлять в снимаемой сцене «пространство для дыхания», то есть не зажимать снимаемый объект (в нашем случае – облака) краями кадра.

Как фотографировать небо и облака

Фотографируете ли вы только облака, или же включаете их в композицию при съемке пейзажа, не забывайте об основных правилах композиции.

Правило третей, ведущие линии, симметрия и т.д. – все это может иметь огромное значение в визуальном восприятии вашей фотографии. Если облака выглядят красиво и красочно, вы можете сделать их основным элементом сцены и занять ими 2/3 площади кадра. Если же на небе присутствуют только редкие, очаговые облака, займите ими около 1/3 кадра и используйте их в качестве «наполнителя» фона.

Постобработка

Фотосъемка облаков – это не только фиксация их изображения при помощи камеры. Вы можете сделать облака более яркими и эстетичными, если вы готовы потратить немного времени на постобработку ваших снимков. Существует множество способов улучшения внешнего вида облаков на фотографиях,  я же покажу вам самый быстрый способ, как при помощи Lightroom выделить облака и придать им более драматичный вид.

Вот  RAW-изображение «до», которое я импортировал в Ligthroom:

Как фотографировать небо и облака

Как вы видите, изображение смотрится довольно плоским. В облаках есть некоторый намек на цвет и объем, но этого недостаточно для создания эффектного изображения.

А ниже вы можете увидеть то, что можно сделать в Lightroom с помощью всего нескольких кликов:

Как фотографировать небо и облака

Изображение стало более четким и контрастным, а цвета – более насыщенными, благодаря этому фотография выглядит более живой. Самое приятное то, что на подобную обработку уходит не более минуты! Все, что я сделал – это применил градиентный фильтр в Lightroom, а затем увеличил контрастность, четкость и насыщенность облаков. Ключевую роль в этом способе обработке играет ползунок Clarity, при помощи которого можно эффективно выделить облака на фоне неба.

Будьте осторожны, экспериментируя с настройками Clarity – если вы перестараетесь, то можете получить на изображении ореолы вокруг зданий, горных вершин и других объектов. Поэтому лучше всего работать с Clarity только в области неба и воды, сделать это можно при помощи маски Adjustment Brush.

Использования профиля камеры «Стандартный» или «Пейзаж» также могут помочь вам получить более интересный результат. Просто попробуйте выбрать любой из них и оцените результат.

Если же вы хотите сильнее отредактировать ваши фотографии, попробуйте Google Nik Collection, в частности, приложение «Viveza», предлагающее выборочное редактирование участков изображения без использования масок.

Автор: Насим Мансуров

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *