Что такое экспонирование вправо (ETTR)? Часть вторая

Вторая часть урока Спенсера Кокса, посвященного методу экспонирования вправо (ETTR).

Что такое UniWB?

Как уже говорилось ранее, гистограмма, которую вы видите на ЖК-дисплее своей камеры не является технически точной. Зачастую область светов, отображаемая вашей гистограммой, на самом деле показывает, насколько белый цвет может быть восстановлен при пост-обработке. Если вы не можете доверять гистограмме, то оценить насколько идеальна ваша экспозиция при экспонировании вправо, становится гораздо сложнее, пока вы не откроете фото на компьютере.

Эта проблема усугубляется тем, что, современные камеры имеют несколько вариантов настройки стиля изображения – «Picture Control» — для съемки в JPEG (или же «Picture Styles» в камерах Canon). Хотя гистограмма, отображаемая камерой, основывается на одном и том же файле JPEG, каждый из вариантов стилей изображения покажет вам свою собственную гистограмму, даже если вы снимаете в RAW. Кроме того, на гистограмму влияет и выбранные вами настройки баланса белого, несмотря на то, что настройки баланса белого никак не влияют на RAW. Вся сложность в том, что ни одна из этих гистограмм на самом деле не выглядит так, как необработанная гистограмма – та, которую вы хотели бы видеть на самом деле.

В попытке исправить эту дилемму, Илья Борг создал UniWB, или единый баланс белого. Этот баланс белого помогает увидеть точную гистограмму в камере, но и у этого варианта есть собственные недостатки. Единственный способ получить точную RAW-гистограмму – загрузить UniWB на вашу камеру, и сделать кривую тона абсолютно плоской – другими словами, настроить изображение так, чтобы не было никакого контраста.

Единственный серьезный минус UniWB и плоской кривой тона заключается в том, что они делают изображение на дисплее вашей камеры ужасно зеленым и абсолютно не контрастным.

Для меня, как и для многих других фотографов, это очень серьезная проблема, потому что оценка изображения на ЖК-дисплее камеры является ключевым моментом моего стиля фотосъемки. Особенно при съемке пейзажей. Снимая пейзажи, я уделяю особое внимание тому, как выглядит изображение на ЖК-дисплее камеры, и в соответствии с ним настраиваю композицию. Если же на экране все будет зеленым и не будет контраста, я не смогу оценить изображение, пока не увижу его на компьютере. Если ваш метод съемки аналогичен моему, то использование UniWB и плоской тоновой кривой, вероятно, не лучший вариант.

Имейте в виду, что если вы решите воспользоваться UniWB и плоской тоновой кривой, ваша камера будет сопротивляться. Все «второстепенные» настройки JPEG, которые обычно не имеют никакого значения, вдруг становятся важными, поскольку они влияют на то, как выглядит ваша гистограмма.

Для начала, вы должны выбрать в камере профиль с самой низкой контрастностью. Это означает, что вам следует выбрать в списке Picture Control/ Picture Style  режим «Обычный» (или «Flat» на некоторых из новых камер Nikon). Затем, вам нужно максимально понизить контрастность и насыщенность. Установите резкость на ноль, отключите любые автоматические корректировки (особенно коррекцию виньетирования), и установить цветовое пространство AdobeRGB. Хотя RAW файлы как таковые не имеют цветового пространства, для отображения более корректной гистограммы AdobeRGB лучше, чем SRGB. Кроме того, выключите Active D-Lighting, если он у вас есть — он влияет не только на гистограмму, но также и на рекомендуемую камерой экспозицию (да, даже при съемке в RAW!). Все остальные режимы специальных эффектов, предлагаемых вашей камерой, также должны быть отключены, впрочем, как всегда. Ни один из этих параметров не имеет никакого значения, когда вы импортировать RAW-файл в редактор, но они по-прежнему влияют на отображение гистограммы на ЖК-дисплее камеры.

То есть, первоочередная задача UniWB – установка баланса белого так, чтобы он не оказывал ложного влияния на внешний вид гистограммы. Если баланс белого , например, будет слишком теплым это может привести к тому, что красный канал будет отображаться так, словно он вымывается, в то время как на самом деле он еще будет содержать достаточно данных.

Опять же, если бы производители камер реализовали простую функцию отображения RAW-гистограммы (или, если это не звучит слишком сумасшедшим, другой режим экспозамера для RAW), во всем этом не было бы необходимости. Но пока нам придется обходиться имеющимися у нас инструментами. К сожалению, это означает, что мы погрязли в необходимости использовать неудобные обходные пути до тех пор, пока производители камер не решат исправить эту абсурдную проблему.

Кроме того, если вы хотите установить UniWB-файл, соответствующий модели вашей камеры, вам необходимо найти его в Интернете. Было бы неплохо, если бы производители камер хотя бы размещали эти файлы на своих веб-сайтах, однако, я думаю, что тем самым производители бы признали, что некоторые фотографы в первую очередь нуждаются в возможности использовать RAW-гистограммы.

Я не использую для съемки UniWB или плоскую тональную кривую – вместо этого, я использую один из способов экспонирования вправо, описанных в первой части этой статьи (как правило, второй). Конечно, ни один из них не является наиболее научно обоснованным способом экспонирования вправо, но, по крайней мере, они не делают изображение на ЖК-дисплее камеры зеленым.

Когда стоит избегать экспонирования вправо

В теории, метод экспонирования вправо работает со всеми возможными сценами. Всегда «лучшей» будет самая яркая из доступных экспозиций, не вымывающая деталей из области светов. Тем не менее, на практике это не всегда так.

Если вы не снимаете на базовом значении ISO вашей камеры, то экспонирование вправо будет бесполезным. Например, вы же не захотите снимать сцену на ISO 1600, а затем уменьшать в Lightroom экспозицию на один стоп – вместо этого, лучше сразу же снять сцену на ISO 800, при этом вероятность вымывания светов на изображении будет ниже в любом случае. Кроме того, усиление шумов на ISO 1600 сводит на нет любые преимущества, получаемые в результате уменьшения яркости фотографии при пост-обработке.

Что такое экспонирование вправо (ETTR)

NIKON D7000 + 24mm f/1.4 @ 24mm, ISO 640, 1/50, f/1.4.

Кроме того, экспонирование вправо бесполезно и в том случае, если оно требует от вас выхода за пределы базового ISO. Рассмотрим, например, сцену с пейзажем в ветреную погоду. После проведения замера, параметры вашей экспозиции могут быть: f/11, 1/2 секунды и ISO 100 (базовое ISO) – без угрозы вымывания деталей в светах. Эта сцена может показаться идеальным кандидатом для увеличения экспозиции за пределы значения, рекомендованного матричным замером, однако, в этом случае это не сработает. Более длинная выдержка даст размытие движущихся объектов, а более широкая диафрагма приведет к малой глубине резкости. Таким образом, для достижения экспозиции, соответствующей экспонированию вправо, вы должны будете повысить ISO. При этом увеличение уровня шума, вызванного увеличением ISO, сводит на нет эффект от снижения яркости изображения в Lightroom. Так что, в рассматриваемом случае, лучше всего будет воспользоваться значением экспозиции, полученным в результате замера.

Экспонирование вправо также трудноосуществимо, если у вас недостаточно времени для того, чтобы сделать снимок так, как вы хотите. Например, свадебные фотографы, или фотографы, снимающие дикую природу, могут предпочесть «безопасную» экспозицию – более темную, чем рекомендуемая ETTR, но зато неспособную вымыть детали в светах. Иногда такой прием называется «Экспонированием влево» (ETTL). Иметь фотографию со множеством деталей, конечно, здорово, но упускать из-за нее интересный для съемки момент не стоит ни в каком случае.

Кроме того, если вы снимаете в JPEG, от использования метода экспонирования вправо (ETTR) проку будет мало. Хотя вы и можете заметить снижение шума на изображении, но уменьшение яркости экспозиции в Lightroom может привести к изменению цветов изображения. Кроме того, JPEG-файлы содержат очень мало данных по сравнению с RAW (ведь они всего лишь 8-битные), так нет никакого смысла применять технику экспонирования вправо на уже «усредненном» формате изображений.

Стоит также отметить, что с экспонированием вправо иногда можно переусердствовать, даже не вымывая детали в светах. Например, если вы снимаете очень темный предмет, резкое изменение яркости Lightroom может несколько изменить цвета на фотографии.  Тем не менее, такие изменения цвета, как правило, незначительны, и они не должны удерживать вас от использования техники экспонирования вправо (ETTR) – кроме того, думаю,  (проблема изменения цветов больше связана с конвертацией RAW, нежели с самими данными изображения.

Стоит ли оно того?

Принимая во внимание широчайшие возможности современных сенсоров в плане динамического диапазона, а также существенно меньшее количеством шумов в базовом ISO, значимость метода экспонирования вправо (ETTR) постоянно находится под пристальным вниманием сообщества фотографов. Поскольку благодаря современным камерам, восстановить детали в тенях стало достаточно легко, не лучше ли постоянно снимать с «безопасной» экспозицией, не опасаясь вымывания деталей в светах? В настоящее время совершенно несложно на стадии постобработки увеличить яркость изображения на 1-2 стопа, к тому же лишь немногие люди печатают свои фотографии в крупном формате, достаточном для того, чтобы заметить существенную разницу в качестве.

Тем не менее, как фотографы, мы всегда стремимся заснять изображение с максимально возможным качеством. Мы хотим, чтобы наши RAW файлы содержали столько информации, сколько они могут, давая нам больше пространства для восстановления данных на стадии пост-обработки. Если вы фотограф-пейзажист, или студийный фотограф, то у вас, тем более, должно быть достаточно времени для брекетинга вашей сцены с целью получить экспозицию, идеальную для экспонирования вправо. И если у вас есть время, чтобы воспользоваться экспонированием вправо, почему бы не попробовать его?

В завершение, стоит отметить, что некоторые фотографы слишком преувеличивают значимость экспонирования вправо (ETTR), подсознательно ставя его выше композиции изображения. Экспонирование вправо может быть ценным инструментом для многих фотографов, но даваемые им преимущества имеют смысл только тогда, когда фотография уже успешна во всех других отношениях – композиции, освещении, оптимального фокуса, и так далее. Я встречал (думаю и многие из вас тоже) фотографов, которые всегда снимают сцену с 3 вариантами экспозиции (даже если свет слишком плоский или в сцене нет абсолютно ничего интересного), в конечном итоге все, что они получали – лишь потерю свободного места на картах памяти, и огромные затраты времени при отборе и обработке отснятых изображений.

Таким образом, важно знать, когда и как использовать экспонирование вправо (ETTR). Так что, если при съемке вы оптимизировали в вашем изображении все, что только возможно, экспонирование вправо позволит вам выжать из сцены еще немного качества. И для многих фотографов, уже одно это перечеркивает все недостатки экспонирования вправо.

Что такое экспонирование вправо (ETTR)

NIKON D7000 + 24mm f/1.4 @ 24mm, ISO 100, 1/320, f/7.1

Автор: Спенсер Кокс

Сейчас читают:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *