Как и любая специализированная область фотографии, искусство макросъёмки – то есть фотосъёмки с очень близкой дистанции – самобытный и своеобразный творческий мир.
Это справедливо не только с точки зрения специализированного оборудования, необходимого для раскрытия рассказываемой истории в истинном масштабе 1: 1, но в ещё большей степени в связи с терпением и практикой, требующихся для достижения желаемого результата.
Содержание
В этой статье мы рассмотрим способ, известный как макросъемка с реверсивным макроадаптером — пожалуй, один из самых экономных подходов к получению эффектных макрофотографий.
Реверсивный макроадаптер: Что это?
Реверсивный макроадаптер представляет собой небольшое приспособление, при помощи которого объектив монтируется на камеру задом наперёд, что позволяет использовать его в качестве макрообъектива.
Если вы когда-либо смотрели через бинокль с противоположной стороны, то замечали, что он увеличивает маленькие предметы так же хорошо, как и удаленные при просмотре в стандартном положении. Для нашего случая это не самый лучший пример в техническом плане, но с точки зрения наглядности – он хорош.
В то время как реверсивный макроадаптер ни в коем случае не является заменой настоящему макрообъективу, специально сконструированному для макрофотографии, использование реверсивного адаптера может быть отличным способом расширить возможности имеющегося у вас объектива, и опробовать новый жанр фотографии до того, как решить инвестировать свои деньги в достаточно недешевое фотооборудование для макросъёмки.
Монтаж реверсивного макроадаптера
Основное, что вам необходимо знать при выборе адаптера – тип байонета вашей камеры и диаметр резьбы под фильтр вашего объектива (которая обычно пишется на лицевой или боковой части корпуса объектива).
Примеры фотографий к этой статье были отсняты при помощи реверсивного макроадаптера для Canon под 58-мм резьбу, приобретенного на Amazon менее чем за $ 20.
На переднюю часть объектива адаптер накручивается так же, как и обычные фильтры. Главное – перед установкой адаптера не забудьте свинтить с объектива фильтр и бленду. Затем установите объектив на камеру задом наперед, и вы готовы снимать.
Следует отметить, что, используя адаптер, вы полностью лишаетесь электронного управления работой объектива, и все манипуляции с ним вам придется совершать вручную. В то время, как выбрав современный макрообъектив, вы получите возможность управления параметрами объектива непосредственно из камеры.
Заполнение кадра
Создание макрофотографий не всегда подразумевает только лишь съемку предметов крупным планом, иногда этот процесс требует находчивости и творческого подхода для заполнения кадра, особенно если вы снимаете маленький предмет…
На таких близких дистанциях фокальная плоскость и глубина резкости могут сделать процесс съёмки сложнее. При работе с фиксом (объективом с фиксированной фокальной плоскостью) фокус, по существу, контролируются только расстоянием от объектива до поверхности снимаемого предмета, что потенциально может привести к ситуации, когда объект съёмки будет находиться в фокусе тогда, когда его края будут лежать за пределами кадра.
Использование же умеренного зума (при написании этой статьи использовался старый мануальный Quantaray 28-80mm f/3.5) даст больше гибкости в плане выбора точки съёмки, и облегчит фокусировку на объекте фотосъёмки.
Телефото или фикс?
Этот снимок был сделан при помощи 50-мм f/1.4 объектива Zeiss (с фиксированной фокальной плоскостью) на полностью открытой диафрагме. Как видите, верхний и нижний край монеты оказались за краями кадра и несколько вне фокуса:
Если бы мы не снимали макрофотографию, мы могли бы просто несколько отойти назад и сделать еще один снимок так, чтобы монета полностью попала в кадр. Но при съёмке с реверсивным адаптером (да и с любым макрообъективом) малейшее движение – даже смещение вперед или назад на 1-2 см приведет к тому, что снимаемый предмет будет не в фокусе.
Съёмка приведённой выше сцены с той же позиции, но при помощи старого 28-80-мм зум-объектива, позволяет получить более гибкий диапазон фокусировки и сохранить объект в кадре полностью.
Будьте ближе к объекту съёмки!
При макросъёмке сложно сфокусироваться, не приблизившись к снимаемому предмету гораздо ближе, чем обычно. Так что, вполне возможно, вам потребуется некоторое время на то, чтобы привыкнуть к этому. По собственному опыту помню, как возился с фокусировкой при съёмке первой макрофотографии до тех пор, пока не приблизил объектив к объекту съемки так, что между ними осталось расстояние не больше 7 см.
Начните постепенно приближать объектив к предмету съёмки, сантиметр за сантиметром, до тех пор пока он не будет в фокусе. Я всегда стараюсь приблизить объектив так, чтобы он не перекрывал основной источник света, а затем терпеливо и не спеша фокусируюсь.
Все изображения к этой статье были отсняты в естественном свете, падающем от умеренно затененного окна.
Творческое боке и совмещенный фокус
Поскольку при макросъёмке вы работаете с очень малой глубиной резкости, вы можете творчески использовать мягкие области вне фокуса, рисуемые макрообъективами, для придания своим фотографиям индивидуальности.
Если же вам требуется, чтобы изображение снимаемого объекта было резким по всей глубине, то вам потребуется снять несколько десятков (а то и сотен) изображений, чтобы объединить их при постобработке.
Опытные фотографы для получения резких изображений при макросъёмке используют технику совмещенного фокуса.
Съёмка подвижных объектов
Любой живой или движущийся объект при макросъёмке представляет собой потенциальную проблему с точки зрения получения четкого изображения. И это еще одна причина, почему для макросъемки лучше использовать умеренный зум – так вы сможете снимать с большего расстояния, тем самым снижая вероятность того, что побеспокоите или спугнете объект вашей съёмки.
Чтобы снять фотографию, которую вы видите выше, я попросил модель принять комфортную позу и опереться о стену – это позволило мне без лишних трудностей вручную сфокусироваться на зрачке модели.
Как я отмечал ранее, в макрофотографии любое малейшее движение способно свести на нет все ваши старания по фокусировке. Поэтому всегда старайтесь стабилизировать снимаемую сцену настолько, насколько это возможно.
Будьте осторожны с широкоугольными объективами!
Небольшое предупреждение для тех, кто решит попробовать использовать широкоугольный зум с реверсивным макроадаптером на камере Canon с ASP-C-сенсором.
Недавно я решил поэкспериментировать с Sigma 10-20mm f/4 и Canon 550D. И что же я обнаружил? Крепление 77-мм реверсивного макроадаптера Fotodiox упиралось в корпус встроенной вспышки камеры ровно настолько, чтобы помешать установить объектив:
На полнокадровых камерах такой проблемы не должно возникнуть, так как в них нет встроенной вспышки и свободного места над байонетом больше.
Поэтому прежде, чем приобрести реверсивный макроадаптер, убедитесь, что он полностью совместим с вашей камерой.
Ищите старые объективы
Один из самых привлекательных аспектов макросъёмки при помощи реверсивного макроадаптера заключается в том, что вы абсолютно не ограничены в выборе объектива любого производителя. 28-80мм-объектив, который я использовал для съёмки примеров к этой статье, пролежал на полке больше 20 лет, и показал результаты не хуже, чем современный и достаточно дорогой 50-мм фикс.
Иногда хороший мануальный объектив можно купить через Интернет меньше, чем за пару десятков долларов. Хотите поэкспериментировать с макросъёмкой – приобретите старый мануальный объектив в хорошем состоянии и позвольте ему проявить себя в жанре новом и для вас и для него.
Заключение
На мой взгляд, макросъёмка более требовательна к мастерству и терпению фотографа. Она позволяет мне увидеть, каким нетерпеливым и неряшливым я иногда могу быть в работе, и служит хорошим напоминанием, что к процессу съёмки нужно подходить тщательно и без спешки.
Автор: Марк Морроу
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».