30 минут с фотографом Йозефом Куделкой

Я стоял на автобусной остановке в Стамбуле с группой уличных фотографов, когда к нам подошёл старик и стал расспрашивать про дорогу. Вдруг, кто-то из нашей группы сказал: «Это же Куделка!» — и мы, обернувшись к старику, замерли. Это действительно был он, фотограф-эмигрант, член Магнума с 1971 года, автор «Цыган», «Изгнанников» и других работ. Он выглядел так, словно только что вернулся из экспедиции, карманы его жилета были полны бумаг, а его единственная в своём роде LEICA S2 висела через плечо. За те 30 минут, что мы помогали ему разобраться с маршрутом, он стоял среди нас, словно икона. Как мы узнали, Куделка прибыл в Стамбул для участия на ежегодном фотофестивале FotoIstanbul, в рамках которого он должен был представить свою новую работу – серию из 145 чёрно-белых панорам греческих и римских руин в Турции.

Йозеф Куделка в Стамбуле

Пока наш турецкий друг помогал Иозефу сориентироваться по карте, мы стояли вокруг, словно ошеломлённые. И это неудивительно, когда вы встречаете кого-то, кто много где побывал и много что испытал, а в случае с Куделка, список посещённых им мест и его жизненный опыт практически неизмеримы. Мы просто стояли и смотрели на него, никто из нас не знал, что сказать, пока кто-то не нарушил молчание фразой: «Здравствуйте, сэр. Я знаю, это может показаться глупой просьбой, но не позволите ли вы сфотографироваться с вами?». Он согласился, и мы сделали групповое фото. Мы не стали донимать его вопросами, потому что в такой ситуации это было не совсем уместно, особенно в свете того, что на следующий день в рамках пресс-конференции он должен был отвечать на вопросы гостей FotoIstanbul. Так что беседа была лёгкой и непринуждённой. Кто-то спросил о его камере, гигантской, изготовленной по спецзаказу, S2, сконструированной Leica для съёмки чёрно-белых панорам. Эта камера единственная в своём роде и, вероятно, стоит гораздо больше 25 000 долларов, за которые предлагается стандартная S2.

Я делаю то, что хочу, и я фотографирую то, что хочу. Я ни о чём не жалею

Когда разговор вернулся к фотографии, Куделка сказал: «Мир фотографии большой. В нём есть место для всех».

Из уст фотографа его уровня, это звучало очень ободряюще. Фраза была сказана Йозефом не в качестве передачи эстафеты более молодым фотографам. Скорее всего, это признание того, что область фотографии гораздо шире, и включает в себя больше, чем просто несколько ключевых игроков. В любом случае, если бы эти слова были сказаны фотографом, чья карьера насчитывает всего несколько лет, они не были бы столь весомы.

За короткий отрезок времени, что мы провели в компании Йозефа на остановке и в автобусе, нам представилась возможность узнать его, как человека удивительно откровенного и жизнелюбивого. Это было заметно и во время его ответов на вопросы в ходе пресс-конференции, посвящённой презентации его новых и старых работ от «Вторжение 68 Прага» до последних панорамных пейзажей греческих и римских развалин в Турции. Если вы спросите кого-либо о Йозефе Куделке, то, скорее всего, услышите о цыганах и эмигрантах. Панорамные же пейзажи лишены любого человеческого присутствия, за исключением самого Йозефа, стоящего за камерой: в их центре внимания только греческие и римские руины. Они безмолвны, но в то же время величественны и важны, как свидетели смены исторических эпох.

Йозеф Куделка

Вопросы, задаваемые Йозефу, были разнообразны: от вопроса, для чего фотографы Магнума  проводят семинары, до вопроса, как он не утратил способность видеть красоту после стольких трагедий, свидетелями которых он был.

Я бы хотел поделиться с вами несколькими цитатами Куделки из его пресс-конференции:

  • «Я не сужу о фотографах по их словам. Я сужу о них по их фотографиям»
  • «Я никогда не знал, почему я фотографировал цыган, но, думаю, что фотографировал их из-за музыки»
  • «Я больше видел вещей прекрасных, чем ужасных»
  • «Я делаю то, что хочу, и я фотографирую то, что хочу. Я ни о чём не жалею»
  • «Если я смотрю на мои фотографии, мне кажется, что я реагировал правильно. И этого для меня достаточно»
  • «Я не хотел бы повторяться»
  • «Я никогда не проводил семинаров. Я всё ещё жив»
  • «Самое главное – получать удовольствие от фотосъёмки»

В завершение пресс-конференции, он поднёс ко рту бутылку воды и под всеобщий смех и аплодисменты сказал: «Это не водка, но всё же».

Автор: Юлий Мотоле

Будьте в курсе всех обновлений нашего сайта:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *