Обзор Nikon 500mm f/4E VR. Часть 1

Сегодня мы поближе взглянем на Nikon 500mm f/4E VR и посмотрим, что это за зверь.

“Да” – таким будет ответ на все ваши вопросы о Nikkor 500mm f/4E FL ED VR.

Он невообразимо резкий?

Verm-adolescent-condor-Kolob-723013

Nikon D7200 + 500mm f/4E FL @ 700mm, ISO 1000, 1/1000, f/10.0

Это Кондор говорит – да.

Действительно ли так уж заметно снижение веса почти на 2 фунта (790 гр), в сравнении с предыдущей версией Nikkor 500mm?

Verm-RTH-5732

Nikon D4s + 500mm f/4E FL @ 700mm, ISO 1250, 1/1250, f/5.6

Не всякий быстрый ястреб может ускользнуть от этого ловкого зверя.

Стоит ли ради его покупки распотрошить накопления на обучение моих детей?

Verm-Duh-South-Rim-726374

Nikon D7200 + 500mm f/4E FL @ 500mm, ISO 10000, 1/500, f/8.0

Естественно!

За 10 300 долларов лучше бы, чтобы эти ответы были утвердительными. Есть ли изъяны у этого объектива? Оправдана ли его цена на 2 000 долларов дороже, чем у его предшественника – легендарного Nikkor 500mm f/4G ED VR, одного из самых резких и производительных объективов, из когда-либо созданных? И это лишь пара из тех вопросов, которых я буду касаться в этом обзоре.

Примечание: далее я буду упоминать 500mm f/4E FL ED VR, как 500E FL, а его старшего брата – 500mm f/4G ED VR, как 500G.

Приобретение супертелефото-объектива с фиксированным фокусным расстоянием – серьёзное решение. Прежде чем выложить за свой Nikkor 500G порядка восьми тысяч, я  спросил своего друга, владеющего 500-мм объективом Canon, приходилось ли ему сожалеть о том, что так много заплатил за объектив. «Ни секунды» – ответил он. Я могу сказать то же самое. Если вы хотите пережить восторг от удачно запечатлённого кадра в дикой природе, то в какой-то момент вы возжелаете один из таких объективов.

JohnSherman_3CranesLanding_BosqueDelApache-2

Nikon D7000 + 500mm f/4G @ 500mm, ISO 400, 1/1600, f/7.1

Наглядный пример – одна из моих ранних фотографий с 500G – солнце садилось, ISO ползло вверх и только мега-чувствительный супертелефотообъектив мог бы запечатлеть этот момент.

Теперь, когда вы решили, какую из своих почек вы собираетесь продавать, давайте приступим к делу. Инвестирование в супертелефото с фиксированным фокусным расстоянием – большая ответственность, так что обзор будет достаточно обширным. Во-первых, давайте сравним характеристики Nikon 500E FL с 500G.

Сравнение технических характеристик Nikkor 500mm f/4E FL VR с Nikkor 500mm f/4G VR

Характеристики NIKKOR 500mm f/4E FL VR NIKKOR 500mm f/4G VR
Фокусное расстояние 500 мм 500 мм
Диафрагма макс. f/4 f/4
Диафрагма мин. f/22 f/22
Угол обзора 5º (FX), 3º10’ (DX) 5º (FX), 3º10’ (DX)
Коэффициент масштабирования макс. 0.14x 0.14x
Оптические элементы 16 14
Группы элементов 12 11
Количество лепестков диафрагмы 9 9
ED-элементы 3 3
FL-элементы 2 нет
Минимальная дистанция фокусировки 3,6 м 4 м
Диаметр фильтра 40,5 мм 52 мм
Размеры 140 x 387 мм 139,5 x 391 мм
Вес 3 090 гр 3 880 гр
Цена, долларов США 10 300 8 580

Качество сборки

Даже несмотря на свой относительно небольшой вес, 500E FL ощущается очень надёжным, а не пластиковым. Все переключатели расположены удобно и работают чётко, кронштейн для штатива очень плавный, а лёгкость вращения кольца ручной фокусировки оставляет ощущение шёлкового шарфа, соскальзывающего с оставшегося плеча Венеры Милосской.

Резкость

Давайте взглянем на MTF-графики сравниваемых нами объективов:

Nikon-500mm-f4E-vs-500mm-f4G-MTF

При сравнении видно, что MTF-график 500G несовершенен. Небольшое понижение синей пунктирной линии в правой стороне графика свидетельствует о том, что углы кадра не получатся столь же резкими, как центр. Давайте протестируем 500G на этом грязном коврике:

center 500g

Nikon D810 + 500mm f/4G @ 500mm, ISO 400, 1/640, f/5.6

100% кроп центра кадра, RAW, без усиления резкости.

corner 500g

Nikon D810 + 500mm f/4G @ 500mm, ISO 400, 1/640, f/5.6

100% кроп угла кадра, RAW, без усиления резкости.

Если вы не можете увидеть разницу в этих фотографиях с 500G, не беспокойтесь – ни один обычный человек не способен охватить поле зрения 20/20. Что касается 500E FL:

center 500E

Nikon D810 + 500mm f/4E FL @ 500mm, ISO 400, 1/800, f/5.6

100% кроп центра кадра, RAW, без усиления резкости.

corner 500E

Nikon D810 + 500mm f/4E FL @ 500mm, ISO 400, 1/800, f/5.6

100% кроп угла кадра, RAW, без усиления резкости.

Итак, если вы не можете заметить разницу, то зачем кому-то нужен такой резкий объектив? Потому что, если Nikon когда-нибудь выпустит 64МП-камеру, то любители беспрецедентно крупных отпечатков могут заметить разницу в результатах. Мы же, в настоящий момент, можем заметить разницу, запустив Imatest (если это нам будет нужно). Уверен, что  500E FL покажет результаты лучше, чем 500G, и взлетит к вершинам рейтинга.

С практической точки зрения, покупать этот объектив лишь потому, что результаты его теста лучше, чем у 500G – просто смешно. Оба объектива безумно резкие настолько, что у вас может зарябить в глазах, когда вы будете разглядывать фотографии, отснятые с их помощью. Вот фотография сойки, отснятая с 500G.

Western Scrub-Jay

Nikon D7000 + 500mm f/4G @ 500mm, ISO 800, 1/1250, f/5.6

Да, 500G не подкачал. Добавьте к этому, что большинство владельцев 500-мм объективов – это фотографы, снимающие спорт или дикую природу, то есть снимаемые ими объекты не располагаются по углам кадра, что делает ослабление резкости 500G в углах кадра несущественной. Реальная разница в том, как эти два объектива покажут себя в полевых условиях. Есть ли в 500E FL достаточно серьёзные улучшения, способные оправдать увеличение ценника почти на 2000 долларов?

Удобство использования

По сравнению с другими супертелефотофиксами, с которыми я имел дело, в плане удобства использования этот объектив просто сказка. Я всегда предпочитал вариант 500mm f/4, нежели 400mm f/2.8 или 600mm f/4 потому, что он легче других, следовательно, в процессе эксплуатации он удобнее. Новый 500E FL на 2 фунта (790 гр) легче, чем 500G – этот факт делает мою спину счастливее.

Вес чуть больше 3 кг – это немного для 500-мм фикса, но в целом – это достаточно тяжёлый объектив. Для сравнения, почтенный Nikkor 70-200mm f/2.8 весит около 1,5 кг и, по мнению многих, является достаточно брутальным объективом. Если вы думаете, что с 500E FL вы сможете бегать легко и быстро, подумайте ещё раз. Более лёгкий вес 500E FL больше помогает при работе с ним с рук, чем при переноске.

Маркировка FL свидетельствует об использовании флюоритовых элементов, которых в 500E FL два – оба в передней части объектива. Флюорит гораздо легче, чем другие оптические стекла. Секрет снижения веса 500E FL – использование флюорита в крупных передних элементах, именно поэтому передняя часть 500E FL не перевешивает, как у 500G.

500E-FL-construction

Оптическая схема Nikon 500mm f/4E VR FL

Поскольку передняя часть объектива менее тяжёлая, то у вас есть возможность удобно расположить руку немного ближе к телу и упереть левый локоть прямо в грудную клетку, что даёт очень стабильное положение для съёмки с рук. Такое же положение рук я использую и с 500G, но с ним оно не так комфортно, поскольку система камера-объектив получается несбалансированной, исключая случаи, когда я использую тяжёлый D4S.

Одно из самых больших преимуществ снижения веса объектива – это то, что при съёмке с рук у вас есть больше времени до того момента, как у вас устанут мышцы. Сколько? Я рад, что у вас возник этот вопрос, потому что для получения ответа на него я провёл один из самых дурацких тестов фотооборудования из всех, что я когда-либо делал. Я перевёл оба объектива в режим ручной фокусировки и, смотря через видоискатель, старался держать фокус на выбранной точке и не дать ей уйти за пределы рамки автофокусировки. С 500G мне удалось продержаться в таком положении  3 минуты 21 секунду, прежде, чем мои плечи онемели и я не мог больше удерживать точку в пределах рамки. С 500E FL я продержался 4 минуты 39 секунд. Дополнительные минута и ​​18 секунд  могут показаться не таким уж большим отрезком времени, но при съёмке спортивных мероприятий и дикой природы, к ужасу, самые интересные события происходят в ту секунду, когда вы опускаете камеру.

На самом деле я могу обвинить 500E FL в том, что из-за него я получил одну из самых необычных травм за всю свою карьеру фотографа. На протяжении одного дня, проведённого на краю Большого Каньона, я снимал с рук стервятников в полёте – в общей сложности в течение нескольких часов. На следующий день у меня начались резкие боли в области правого бедра и правой стороны поясницы, кроме того, при ходьбе я испытывал некоторые неудобства. Как оказалось, за предыдущий день съёмок я перегрузил поясничную мышцу, поскольку мой торс постоянно откланялся назад, чтобы сбалансировать вес системы камера-объектив. С тяжёлым 500G я бы бросил съёмку и отправился домой гораздо раньше, что позволило бы мне избежать травмы. Так, что усвойте урок на будущее – снимая с тяжёлым объективом, контролируйте время съёмки, чтобы избежать перенапряжения поясничных мышц.

Элементы управления

У этого плохого парня есть 5 кнопок и 5 переключателей:

Verm-buttons-500FL-3655

Кнопки и переключатель функций фокусировки

В пяти дюймах от передней части объектива (без бленды) расположены 4 кнопки функций фокусировки – они размещаются на 12, 3, 6 и 9 часах бочонка объектива соответственно. Также имеется переключатель для выбора функции, активируемых этими кнопками. AF-ON активирует автофокус, AF-L блокирует фокус, так что вы сможете изменить композицию кадра, а Memory Recall выбирает предварительно сохранённое расстояние фокусировки. Я редко использую кнопки, так как, по моему мнению, для удобного доступа во время съёмки с рук они расположены слишком далеко на корпусе. На 500G они расположены в том же месте, но поскольку передняя часть 500G более тяжёлая, то они кажутся размещёнными для использования более естественно и сбалансированно. Ещё одна причина, по которой я редко используют эти кнопки, заключается в том, что для блокировки фокуса я использую заднюю кнопку на камере.

Единственное для чего я время от времени использую эти кнопки так это для вызова памяти. Функция Memory Recall позволяет предварительно сфокусироваться на объекте, например, на второй базе при съёмке игры в бейсбол, заблокировать расстояние фокусировки с помощью кнопки MEMORY SET, расположенной рядом с байонетом объектива. То есть если во время съёмки вы были сфокусированы в каком-то другом месте, и вам нужно быстро сфокусироваться на второй базе, вы просто нажимаете на одну из четырёх основных кнопок на корпусе объектива, и 500E FL сразу же сфокусируется на заданном расстоянии без каких-либо блужданий.

Переключатель ограничителя фокусировки

Этот переключатель очень важен для сведения к минимуму блуждания фокуса при съёмке объектов, находящихся дальше 8 метров. Мне хотелось бы, чтобы он был расположен более удобно, а не среди кучи других переключателей. Если объект находится ближе 8 метров, и вам необходимо переключиться на полный диапазон фокусировки, найти этот переключатель, не отрывая камеры от лица, достаточно трудно. Было бы здорово, если бы функциональным кнопкам можно было бы задать функцию переключения диапазона фокусировки (Nikon, как насчёт этого в новой прошивке?). Либо так, либо было бы неплохо сделать, чтобы форма этого переключателя отличалась от других и вы могли бы легко найти его наощупь. Ведь, например, если вы попадёте на переключатель, расположенный ниже, вы можете отключить функцию подавления вибраций, вместо того, чтобы активировать полный диапазон фокусировки.

Переключатель режимов М, М/А, А/М

М переводит объектив в режим ручной фокусировки – автофокус не работает.

M/A позволяет использовать автофокус, но вы также можете перефокусироваться вручную, вращая фокусировочное кольцо.

А/М работает по аналогии с М/А, но для отмены автофокусировки требуется повернуть фокусировочное кольцо более, чем на 1/10 оборота. Это помогает предотвратить случайное вращение кольца фокусировки и сбивание афтофокуса – это, вероятно, хороший вариант, когда вы держите объектив, прижимая кольцо фокусировки, или же если фокусировочное кольцо контактирует с мешком фасоли или при панорамировании.

Поскольку я удерживаю объектив ближе к его основанию, использую заднюю кнопку фокусировки, и часто довожу фокусировку вручную, я оставляю этот переключатель в положении M/A.

Переключатель активации звукового сигнала

Объектив издаёт звуковой сигнал, когда вы занесёте в память дистанцию фокусировки, или когда он сфокусируется на ней в режиме Memory Recall. При помощи этого переключателя вы можете оставить или отключить звуковой сигнал. Чтобы не напугать диких животных я отключаю его, но я видел, как спортивные фотографы оставляют звуковой сигнал включённым – на шумных стадионах он, несомненно, помогает.

Переключатель функции подавления вибраций (VR)

500E FL оснащён двумя режимами подавления вибраций – Normal и Sport, кроме того, вы можете полностью отключить эту функцию. Нормальный режим предназначен для уменьшения дрожания камеры при съёмке неподвижных объектов. Спортивный – для съёмки движущихся объектов, например, спортсменов или диких животных, а также рекомендуется для панорамирования. И один и другой режим может быть использован, когда камера установлена на штативе, хотя некоторые пользователи могут предпочесть отключить функцию подавления вибраций при съёмке со штатива или на длинных выдержках (более 1/500 сек).

Производительность системы подавления вибраций

Хотелось бы вам видеть кучу смазанных фотографий? Думаю, что нет, поэтому я протестировал производительность системы подавления вибраций при съёмке с рук.

Таблица ниже показывает количество приемлемо резких фотографий (по моим придирчивым критериям), которые мне удалось получить в том или ином режиме. Например, 1/4 означает, что я получил один чёткий кадр из четырёх попыток, сделанных в этом режиме. Обратите внимание: несмотря на то, что с тех пор, как я мог подтянуться 50 раз, прошло несколько десятилетий, я чувствую, что мои руки довольно сильны, в сравнении с большинством фотографов, но одновременно с этим они склонны немного дрожать.

Выдержка 500G VR Off 500G Normal 500E FL VR Off 500E FL Normal 500E FL Sport
1/500 2/4 4/4 4/4 4/4,4/4 4/4,4/4
1/250 2/4 4/4 2/4 4/4,4/4 4/4,4/4
1/125 0 4/4 0 4/4,4/4 4/4,4/4
1/60 0 2/4 1/4 3/4,2/4 2/4,4/4
1/30 0 2/4 0 2/4,1/4 1/4,4/4
1/15 0 0 0 0,0 0,1/4
1/8 0 1/4 0 0,0 0,0

Даже если со второй попытки в спортивном режиме на 1/8 сек я получил нулевой результат, то степень размытия всё равно была гораздо ниже, чем в обычном режиме – конечно, не настолько, что я стал бы сохранять фотографию, но всё же лучше. Я несколько раз повторил этот тест с различными объектами и получил аналогичные результаты. Любой режим подавления вибраций на 500G ED и 500E FL хорошо работает до значений выдержки 1/125 с.

С 1.4x телеконвертером или при съёмке на DX с коэффициентом кропа 1.5x, мне удалось получить хорошие результаты как с 500E FL, так и с 500G вплоть до 1/250 с. На 1/125 с изображения предметов становились мягкими, особенно с 500G. Ниже вы увидите 100% кропы изображений, отснятых с 500E FL в спортивном режиме и 500G в нормальном.

Verm-250-FL-VR-test-725913

NIKON D7200 + 500mm f/4E FL @ 500mm, ISO 250, 1/250, f/10.0

Verm-250-G-VR-test-7259421

NIKON D7200 + 500mm f/4G @ 500mm, ISO 250, 1/250, f/10.0

На 1/250 с оба объектива показывают хороший результат, 500E FL  лишь немного опережает 500G.

Verm-125-FL-VR-test-725912

NIKON D7200 + 500mm f/4E FL @ 500mm, ISO 250, 1/125, f/14.0

Verm-125-G-VR-test-725938

NIKON D7200 + 500mm f/4G @ 500mm, ISO 250, 1/125, f/14.0

На 1/125 с 500E FL размывает изображение значительно меньше.

Система подавления вибраций в новом 500E FL работает ещё тише, чем в 500G, тихое жужжание которого ни разу не спугнуло ни одно снимаемое мной животное или птицу.

Автофокус

Скорость автофокуса

Для сравнения скорости автофокусировки я вручную сфокусировал оба объектива на расстоянии 10 футов (очень близко к минимальной дистанции фокусировки), затем навёл объективы на более удалённый объект и одновременно нажал кнопки AF. Я не смог заметить разницу в скорости фокусировки объективов – оба были очень быстры.

Где скорость автофокусировки заметна, так это в режиме Вызова памяти. 500E FL, безусловно, был быстрее, сделав снимок почти мгновенно, тогда как 500G потратил некоторое время на фокусировку.

Отслеживание

Для проверки следящей фокусировки я сделал много снимков летящих птиц. Я надеялся, что 500E FL будет идеальным объективом для съёмки летящих птиц. К сожалению, несмотря на то, что с 500E FL мне удалось получить несколько отличных фотографий птиц в полёте, он не оказался волшебником в этой области. Для 500E FL характерны те же проблемы, что и для других объективов при съёмке летящих птиц – перегруженный фон и т.д. Получение хороших результатов при съёмке птиц в полёте в большей степени зависит от техники фотографа, чем от используемого им объектива.

Verm-rth-bokeh-Egnar-2219

Nikon D810 + 500mm f/4E FL @ 700mm, ISO 640, 1/640, f/7.1

Лучшие результаты отслеживания мне удалось получать при установке 500E FL на D4S, а не на D810. Это несколько странно, так как обе камеры имеют одинаковый модуль автофокусировки и процессор, но сделав несколько тысяч фотографий летящих птиц, я всё ещё придерживаюсь этого мнения. Возможно, D4S выделяет больше мощности процессора для функции автофокусировки.

Verm-HDTV-South-Rim-6193-2

Nikon D4s + 500mm f/4E FL @ 700mm, ISO 1600, 1/2000, f/9.0

Блуждание автофокуса

Здесь, опять же, всё зависит больше от техники фотографа, а не от оборудования. Фокус 500E FL обычно может блуждать в сценах с низкой контрастностью и перенасыщенным передним/задним планом. Так что, мой совет любому желающему купить топовый объектив заключается в том ,чтобы сначала протестировать его самостоятельно и оценить полученные результаты.

Verm-neighbors-cat-backyard-729190

Nikon D7200 + 500mm f/4E FL @ 700mm, ISO 1000, 1/320, f/6.3

Например, эту кошку я фотографировал через густую траву, которую объектив на переднем фоне размыл почти полностью, поэтому изображение кошки получилось несколько мягким. Автофокус рыскал столько, сколько кошка стояла, так что мне пришлось фокусироваться вручную.

Уловка производителя

Улучшение производительности автофокуса 500E FL по сравнению с  500G слишком преувеличено. Если и есть разница, то очень незначительная, на мой взгляд. Если бы это был единственным критерием выбора для перехода с 500G, то я не стал бы делать такой шаг.

Читать далее: Обзор Nikon 500mm f/4E VR. Часть 2

Автор и фото: Джон Шерман / Photographylife.com

Все права на изображения в этой статье принадлежат Джону Шерману

Сейчас читают:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *