Как улучшить композицию: 4 простых совета

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему одни фотографии притягивают ваш взгляд сильнее, чем другие? Или почему некоторым из ваших фотографий недостаёт «Вау-эффекта», который есть на других. Это может быть связано с композицией ваших снимков. Композиция кадра оказывает огромное влияние то, как долго мы смотрим на него. Чем дольше наш мозг позволяет зрению бродить по изображению, тем выше вероятность того, что нам оно нравится. Фотографии же с неудачной или неправильной композицией очень быстро отбраковываются нашим сознанием. В этой статье я хотела бы обсудить четыре основных совета по композиции. Я не стану говорить о «правиле третей» или «ведущих линиях», а лишь заострю внимание на четырёх моментах, которые вы должны учесть перед съёмкой каждого кадра. Эти советы помогут вам сэкономить много времени на стадии постобработки, а также позволят сделать фотографии более выразительными и интересными.

Следите за горизонталями и вертикалями

Когда наш мозг видит что-то, что, как он знает, должно быть горизонтальным – например, линия горизонта – но таковым не является, сознание начинает бить в набат. Инстинкт подсказывает нам, что что-то в изображении не так. И обычно это воспринимается, как: «Мне очень не нравится эта фотография». То же самое происходит, когда объекты, которые должны быть расположены вертикально, например, здания, на фотографии располагаются иначе.

Контролировать горизонтальные линии достаточно просто – для этого нужно лишь немного практики. В большинстве есть возможность включить отображение сетки в видоискатели. Прежде чем нажать кнопку спуска затвора, постарайтесь сделать над собой мысленное усилие и выровнять линию горизонта в кадре так, чтобы она была параллельна одной из горизонтальных линий сетки видоискателя.

Например, у меня есть привычка опускать левый локоть, когда я держу камеру. Так что я всегда стараюсь помнить о том, что прежде, чем сделать снимок, я должна приподнять его.

Взгляните на фотографию ниже – «из-за заваленного» горизонта она смотрится неудачной:

Кайтинг

NIKON D800 + 80-400mm F/4.5-5.6 @ 195 мм, ISO 200, 1/3200, f/6.3

Побеспокоившись о правильном расположении горизонта, мы можем получить более эстетичное изображение:

Кайтинг

NIKON D800 + 80-400mm F/4.5-5.6 @ 195 мм, ISO 200, 1/3200, f/6.3

Что касается вертикальных линий и поверхностей, то здесь всё немного сложнее. Можно выделить два основных момента, из-за которых вертикали могут выглядеть «заваленными». Первый аналогичен случаю с «заваленным» горизонтом – он вызван наклоном камеры. Взгляните на пример ниже – обратите внимание, как «завалены» столбы электропередачи:

Столбы электропередач

NIKON D7100 + 200-400mm f/4 @ 280mm, ISO 400, 1/320, f/18.0

Чтобы исправить положение в этой ситуации достаточно повернуть камеру так, чтобы вертикальные объекты в кадре расположились параллельно вертикальным линиям сетки видоискателя:

Электрические столбы

NIKON D7100 + 200-400mm f/4 @ 280mm, ISO 400, 1/640, f/13.0

Второй момент, когда вертикальные объекты в кадре могут оказаться невертикальными может быть достаточно сложен для исправления непосредственно при съёмке. Иногда проблема может быть решена только при помощи программного обеспечения на стадии постобработки или при условии использования дорогих тилт-шифт объективов во время съёмки.

Посмотрите на фотографию ниже и обратите внимание на то, что здание, словно падает назад. Этот эффект возникает из-за трапецеидального искажения, возникающего тогда, когда плоскость матрицы камеры (или же задняя часть камеры) располагается не вертикально:

Высотка

NIKON D7000 + 10-20mm f/4-5.6 @ 14mm, ISO 250, 1/15, f/16.0

Старайтесь держать заднюю часть камеры параллельно вертикальной плоскости снимаемого здания всегда, когда это возможно.

На рисунке ниже, в изображении, отснятом камерой слева, трапецеидального искажения не будет, в то время как на изображении камеры справа оно проявится:

Схема трапецеидального искажения

Снимая это старое окно в кирпичной стене, я стояла на межлестничной площадке дома напротив – так что я была достаточно высоко для того, чтобы держать заднюю часть камеры параллельно снимаемой стене. Если бы я стояла на уровне улицы, то мне пришлось бы немного наклонить камеру кверху.

Так что единственный способ избежать трапецеидальных искажений во время съёмки – держать заднюю часть камеры вертикально.

Окно в стене

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 64mm, ISO 1250, 1/40, f/8.0

Эта фотография дает представление о том, где я стояла во время съёмки для того, чтобы избежать «опрокидывания» стены назад:

Городская улица

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 31mm, ISO 1250, 1/60, f/8.0

Иногда снимать из позиции, позволяющей держать заднюю часть камеры вертикально, невозможно. Например, если вы захотите сфотографировать высотное здание даже на сверхширокоугольный объектив, вам всё равно придётся приподнять объектив кверху.

Примером может служить фотография высотки, которую вы видели выше. В подобных ситуациях вам придётся исправлять трапецеидальное искажение на стадии постобработки. Подобные искажения легко редактируются в любом графическом редакторе, предлагающем инструменты для исправления искажений перспективы, например, Lightroom.

Всегда помните, что если вы снимаете здание, задрав объектив кверху, вам следует оставлять побольше пространства вокруг вашего объекта съёмки. Почему? Потому что, при редактировании и исправлении искажений перспективы фотография будет обрезаться. Ниже вы можете увидеть вариант изображения высотки, отредактированный в Lightroom. Как видите, финальное изображение пришлось существенно обрезать, поскольку в результате исправления перспективы, я потеряла нижние углы фотографии.

Высотки. Обработка в редакторе

NIKON D7000 + 10-20mm f/4-5.6 @ 14mm, ISO 250, 1/15, f/16.0

С другой стороны, намеренное искажение вертикальных и горизонтальных линий может дать очень интересные изображения. Если вы попытаетесь это сделать – делайте с удовольствием! Ведь вы хотите убедить зрителя в том, что ваш выбор композиции был преднамеренным.

Небоскрёбы

NIKON D7000 + 14-24mm f/2.8 @ 24mm, ISO 400, 1/50, f/11.0

Техасский буйвол

NIKON D7000 + 10.5mm f/2.8 @ 10.5mm, ISO 200, 1/640, f/10.0

Здание

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 70mm, ISO 200, 1/13, f/9.0

Следите за краями кадра

Одними из наиболее распространённых отвлекающих элементов фотографии, которые я встречала, являются различные части объектов, попадающих в кадр по краям.

Эти посторонние объекты отвлекают взгляд зрителя и заставляют его блуждать вдали от основного объекта съёмки. Конечно, вы можете избавиться от них при обработке фотографии, но почему бы не позаботиться об этом ещё во время съёмки?

Когда вы кадрируете сцену, прежде чем сделать снимок, проверьте края кадра – нет ли в их пределах каких-либо отвлекающих элементов. Если есть, то слегка измените композицию – обычно для этого бывает достаточно сделать всего один шаг в сторону или слегка изменить угол съёмки. Старайтесь избавляться от проблемы прежде, чем она станет проблемой!

Во время съёмки я не только проверяю гистограмму, чтобы убедиться в правильности выбранной экспозиции, но и осматриваю края кадра на предмет наличия отвлекающих элементов, попадающих на фотографию извне.

Сделав эту фотографию, я заметила в правом верхнем углу ветку дерева, отвлекающую внимание. Если бы я попыталась избавиться от неё при постобработке, я, скорее всего, потеряла бы часть розового дерева на заднем фоне. Переместившись влево, я избавилась от назойливой ветки в кадре, а в качестве бонуса получила на заднем фоне группу розовых деревьев.

Осеннее дерево

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 42mm, ISO 400, 1/4, f/11.0

Осеннее дерево

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 34mm, ISO 400, 1/5, f/11.0

При съёмке фотографий ниже, я опробовала несколько различных ракурсов. На первом кадре заметна одна раздражающая глаз ветка дерева. На второй я безуспешно пыталась обрамить церковь при помощи ветвей дерева, но при этом в кадр попадала их тень, которая, опять же, отвлекала взгляд. А по правому краю третьей фотографии в кадр попадали листья дерева. Да, я знаю, как использовать в Photoshop Штамп и Точечную восстанавливающую кисть! Тем не менее, если я могу получить изображение без явных недостатков непосредственно из камеры, то это сэкономит мне кучу времени при его редактировании.

церковь

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 38mm, ISO 200, 1/1000, f/6.3

Вот финальная композиция, на которой я остановилась. Ветки деревьев специально расположены в кадре так, чтобы обрамлять церковь и привлекать к ней внимание. Изменение ракурса съёмки позволило мне избавиться от тени на земле. Если быть честной, на фотографии заметно трапециевидное искажение здания церкви, но оно может быть устранено в графическом редакторе:

церковь

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 26mm, ISO 200, 1/1000, f/6.3

Следите за пересекающимися объектами

Когда два не связанных между собой визуальные элемента изображения соприкасаются или пересекаются, они часто непреднамеренно привлекают внимание к точке их пересечения. В этой серии фотографий я пыталась запечатлеть маленькую голубую цаплю на свае. Как видите, на первом изображении её голова сливается с тёмным камышом на заднем фоне. Отойдя на несколько шагов влево, и поднявшись на небольшой склон, я смогла сделать гораздо более качественную фотографию.

цапля

NIKON D7100 + 200-500mm f/5.6 @ 500mm, ISO 400, 1/1250, f/6.3

цапля

NIKON D7100 + 200-500mm f/5.6 @ 500mm, ISO 400, 1/1000, f/7.1

А вот ещё один кадр из серии о виндсерфинге. Здесь кайт соприкасается с линией горизонта. Из-за этого образ не выглядит таким же сильным, как на фотографии в начале статьи, где горизонт пересекает кайт ближе к его центру.

кайтинг

NIKON D800 + 80-400mm f/4.5-5.6 @ 195mm, ISO 200, 1/3200, f/6.3

Иногда невозможно изменить ракурс – в таких случаях остаётся уповать лишь на терпение. И оно часто окупается! Взгляните на первое изображение – крылья двух птиц пересекаются. Ожидание всего в несколько секунд и скрещенные наудачу пальцы позволили мне сделать снимок, на котором виден полёт каждой птицы в отдельности.

птицы

NIKON D800 + 200-400mm f/4 @ 550mm, ISO 400, 1/1600, f/8.0

птицы

NIKON D800 + 200-400mm f/4 @ 550mm, ISO 400, 1/1600, f/8.0

Используйте простую композицию

В беспорядочном, суматошном изображении легко потерять объект съёмки. Всякий раз, когда это возможно, старайтесь составлять композицию так, чтобы ничто в кадре не конкурировало с вашим объектом съёмки. Это может быть достигнуто несколькими способами.

Попробуйте снимать объект с разных ракурсов. Иногда небольшое изменение ракурса съёмки может стать именно той границей, что отделает хорошую фотографию от отличной. Взгляните на две фотографии одного и того же цветка лотоса, отснятые с разницей в несколько секунд.

На первом изображении, несмотря на то что фон размыт достаточно красиво, он слишком пёстрый, а в верхнем правом углу есть несколько светлых пятен, сильно отвлекающих зрителя от цветка:

лотос

NIKON D7000 + 200-400mm f/4 @ 450mm, ISO 200, 1/200, f/11

Второй же кадр я сняла, переместившись немного вправо. Это позволило получить изображение цветка на фоне воды, с небольшим включением зелени. Теперь всё внимание зрителя будет сосредоточено непосредственно на цветке, а не на заднем плане:

лотос

NIKON D7000 + 200-400mm f/4 @ 400mm, ISO 200, 1/640, f/5.6

А вот ещё один пример того, как изменение ракурса может улучшить фотографию. Верхний левый угол первого изображения полностью свободен от красивой осенней листвы. Более того, на заднем плане заметен силуэт телефонного столба. Вдобавок ко всему, в правом верхнем углу есть светлые пятна, отвлекающие внимание:

листва

NIKON D7000 + 200-400mm f/4 @ 220mm, ISO 800, 1/80, f/10.0

Сместившись немного влево и ближе, я смогла сделать более качественную фотографию:

осенняя листва

NIKON D7000 + 200-400mm f/4 @ 220mm, ISO 800, 1/50, f/10.0

Ещё один способ упростить композицию – очистить сцену от посторонних объектов до того, как вы сделаете снимок. Уберите любой мусор. Если в кадр попадает какой-либо объект, отвлекающий внимание, уберите его на время (если это, конечно, возможно).

Закончив съёмку, верните всё на свои места, кроме мусора, естественно – его отправьте в урну.

В моём рюкзаке всегда есть тонкая верёвка, несколько лент из ткани и колышки – всё это я использую для того, чтобы аккуратно оттянуть и убрать из кадра ненужные ветви или стебли растений, когда фотографирую цветы или делаю макро-снимки. Если же я снимаю в моём собственном саду, я могу обрезать ветку, нарушающую гармонию кадра – при условии, что это не повредит растению.

На фотографии ниже обратите внимание на скомканный кусок скотча в углу и мою тень, попадающую в кадр. Конечно, я могла бы избавиться от них и в Photoshop. Но уверяю вас, это заняло бы гораздо больше времени, чем мне понадобилось на то, чтобы наклониться, подобрать мусор, затем изменить ракурс таким образом, чтобы моя тень не попадала в кадр, и сделать новый снимок.

пожарный гидрант

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 58mm, ISO 160, 1/125, f/11.0

Второе изображение смотрится гораздо «чище», не так ли?

пожарный гидрант

NIKON D7000 + 24-70mm f/2.8 @ 58mm, ISO 160, 1/250, f/8.0

Заключение

В эпоху цифровых технологий в фотографии большинство фотографов нажмите кнопку спуска затвора быстро и часто. В конце концов, цифровое изображение является бесплатным (за вычетом стоимости камеры, объектива, программного обеспечения для постобработки и т. д. Ну вы понимаете, что я имею в виду). Однако большинство фотографов и фотолюбителей забывают о стоимости своего времени. Сортировка и обработка сотен, или, того хуже, тысяч изображений может занять очень много времени. Так что, думая во время съёмки о композиции кадра, вы существенно сэкономите время на этапе обработки фотографий.

Это не означает, что хорошую композицию вы должны получать с первого кадра. Нет. Отсняв фотографии, просмотрите их на ЖК-экране камеры и. прежде, чем перейти к съёмке следующей сцены, задайте себе ряд вопросов:

  • все ли вертикальные и горизонтальные линии на фотографии действительно таковы?
  • нет ли по краям кадра каких-либо отвлекающих элементов?
  • не пересекаются ли или не соприкасаются ли объекты в кадре?
  • достаточно ли я упростил композицию кадра?

Ответив на эти вопросы прежде, чем снимать на скорости 10 кадров в секунду, вы не только сэкономите своё время, но и получите более качественные фотографии, которые будут радовать вас. Это даст вашему мозгу время и повод задержать взгляд на произведении искусства, созданном вашими руками!

Автор и фото: Элизабет Грей

А какие хитрости или советы вы используете при компоновке кадра? Поделитесь в комментариях к статье.

Сейчас читают:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *