Nikon 200-500mm F/5.6E VR: Оптические характеристики

В этой статье мы продолжим разговор об Nikon 200-500mm F/5.6E VR, начатый ранее, и рассмотрим его оптические характеристики.

Резкость и контрастность объектива Nikon 200-500mm F/5.6E VR

Стоит сразу же сказать, что в плане резкости Nikon 200-500mm F/5.6E VR превосходен.

Подобно другим супертелезумам, этот объектив показывает отличные результаты на 200 мм, а по мере продвижения к длинному концу зума его производительность падает – то есть на 500 мм Nikon 200-500mm F/5.6E VR оптически страдает сильнее всего. Давайте взглянем, какие результаты покажет Imatest при различных фокусных расстояниях.

Вот такие результаты объектив показывает на кратчайшем фокусном расстоянии 200 мм:

 

 

Объектив достаточно резок в центре, но в середине кадра и по углам его производительность не так хороша. Однако, учитывая специфику использования Nikon 200-500mm F/5.6E VR, эта проблема не должна вас особо беспокоить, так как объектив редко будет использоваться для съёмки плоских объектов, занимающих большую часть кадра.

Теперь перейдём к 300 мм:

 

На 300 мм объектив достигает максимальной резкости, обеспечивая отличную производительность в центре и довольно приличную в середине и по углам кадра.

Продолжая движение по шкале фокусных расстояний, можно заметить, что после 300 мм резкость начинает немного снижаться:

 

Результаты впечатляют, ведь у большинства супертелезумов на фокусных расстояниях более 300 мм резкость падает очень быстро. Так что, в сравнении с большинством конкурентов Nikkor 200-500mm VR держится довольно уверенно. И, наконец, взглянем на производительность на 500 мм:

 

 

Как видите, на 500 мм резкость объектива заметно снижается как в центре, так и в середине, и по углам кадра. Прикрытие диафрагмы до f/8 помогает немного улучшить резкость, однако, этого всё же недостаточно.

Если помните, в нашей предыдущей статье, мы говорили о том, что Nikon 200-500mm F/5.6E VR не может похвастаться стабильностью оптического качества. Как же обстоит дело со стабильностью резкости у разных экземпляров этого объектива? Здесь тоже всё неоднозначно. Один из имеющихся у нас экземпляров на бесконечности показывал достаточно плохие результаты. Чтобы проверить, как поведёт себя мой экземпляр Nikkor 200-500mm VR, я сделал тестовый снимок на бесконечности. Ниже вы можете увидеть его (изображение было уменьшено до 2048 пикселей по большей стороне):

Камни

NIKON D810 + 200-500mm f/5.6 @ 500mm, ISO 200, 1/320, f/11.0

Взглянув на фотографию выше в 100% масштабе, можно заметить, что резкость падает не так сильно, как можно было бы ожидать, учитывая плачевные результаты ранее упомянутого экземпляра. Более того, мой образец продемонстрировал довольно хорошую резкость в углах. Взгляните на кроп ниже, взятый из правой нижней части изображения (к нему не применялось никакого повышения резкости):

Камни

100% кроп нижнего правого угла фотографии, расположенной выше

Как видите, резкость просто отличная, без заметного размытия. Это ещё раз подтверждает, что оптическое качество Nikkor 200-500mm VR может весьма сильно изменяться от экземпляра к экземпляру – одни объективы могут мылить картинку на бесконечности, но быть резкими на близких дистанциях, другие же – показывать абсолютно противоположные результаты.

Самый главный вопрос, пожалуй, состоит в том, как покажет себя Nikkor 200-500mm VR в сравнении с 80-400мм и 150-600мм объективами Tamron и Sigma? Далее мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Возможность использования телеконвертеров

Супертелефотозум-объективы, как правило, не очень хорошо сочетаются с телеконвертерами, поскольку их светосила уже достаточно низка (f/4 – f/5.6), а телеконвертеры ещё сильнее уменьшают количества света, попадающего в камеру. По этой причине самое большое разочарование наступает не из-за снижения резкости, а из-за невозможности или неточности фокусировки. Кроме того, поскольку телеконвертеры эффективно увеличивают фокусное расстояние объектива, они дополнительно могут вызвать возникновение проблем, связанных с длинными фокусными расстояниями – например, такие, как, влияние атмосферной дымки, дрожание камеры и т. д. Короче говоря, чем больше объектив, тем больше потенциальные проблемы, связанные с его использованием.

Волк

NIKON D750 + 200-500mm f/5.6 @ 500mm, ISO 1250, 1/1000, f/8.0

Телеконвертер Nikon TC-14E ​​III (280-700 мм): При тестировании 80-400-мм объектива в сочетании с этим телеконвертером скорость и точность автофокусировки падала очень сильно. К удивлению, Nikon 200-500mm показал существенно лучшие результаты. В то время как скорость и точность автофокусировки немного падает, объектив, похоже, не страдает от этого так сильно, как 80-400mm в сочетании с 1.4x-телеконвертером.

При дневном освещении объектив показывает хорошие результаты, превращаясь в неплохой 280-700-мм f/8 зум. Следует отметить, что мы снимали на Nikon D750 и D810 оснащённых отличными системами автофокусировки, способными фокусироваться вплоть до значений f/8 (если бы использовались камеры начального уровня или профессиональные зеркалки предыдущих поколений, результаты были бы значительно хуже). Как телеконвертер влияет на резкость? Давайте взглянем на результаты теста:

 

Как и следовало ожидать, резкость существенно падает по всему кадру, особенно на длинном конце зума. Тем не менее, общая резкость остаётся довольно приличной.

Телеконвертер Nikon TC-17E II (340-850 мм): 1.7x-телеконвертер никогда нельзя было назвать однозначным, поскольку за исключением нескольких дорогих супертелеобъективов и Nikon 70-200mm F/2.8G VR II он плохо сочетается с большинством объективов. Это особенно актуально для не светосильных f/4 и f/5.6-объективов. Тем не менее, TC-17E II в сочетании с Nikon D4S позволил получить довольно приличные результаты резкости и производительности автофокуса, при условии хорошего освещения, конечно. Однако, даже такая солидная система плохо справляется с отслеживанием движущихся объектов.

Теперь давайте посмотрим, как TC-17E II влияет на резкость объектива на самом длинном конце диапазона зуммирования:

 

Честно говоря, мы ожидали более худших результатов. Но  результаты теста говорят о том, что и с TC-17E II можно получить приемлемую резкость в случаях, когда снимаемый объект находится в фокусе. Тем не менее, я не стал бы использовать 1.7x-телеконвертер с объективом Nikon 200-500mm F/5.6E VR, так как в этом случае следящий автофокус будет работать нестабильно.

Телеконвертер Nikon TC-20E III (400-1000 мм): снижая светосилу объектива до f/11 и значительно уменьшая количество света, проходящего сквозь объектив, этот телеконвертер будет плохим кандидатом на работу в паре с Nikon 200-500mm VR. Возможность использовать фокусное расстояние в 1000 мм звучит привлекательно, но стоит помнить о том, что в этом случае автофокус в основном будет мёртв, и вам придётся фокусироваться вручную. Использование TC-20E III так сильно снижает резкость, что в построении тестовых диаграмм нет никакой необходимости. Так что, даже не думайте использовать этот телеконвертер, иначе вы испытаете одно лишь разочарование.

Производительность системы подавления вибраций / стабилизации изображения

Съёмка с рук на такие объективы, как Nikon 200-500mm F/5.6E VR, требует надёжной системы стабилизации изображения, потому что вы имеете дело с относительно закрытой диафрагмой и большим фокусным расстоянием, что ложится тяжёлым бременем на выдержку и производительность ISO.

Если вы не используете систему стабилизации изображения, то для того, чтобы иметь возможность снимать на приемлемо коротких выдержках, вам придётся увеличивать ISO. В результате полевых и лабораторных испытаний мы убедились в эффективности системы снижения вибраций и стабилизации изображения Nikon 200-500mm VR. Порой казалось, что она отрабатывает даже эффективнее заявленных 3-4 стопов. Благодаря этому на Nikon 200-500mm F/5.6E VR съёмка с рук возможна, кроме того, она будет давать достаточно малый процент изображений, размытых из-за дрожания камеры.

Nikon 200-500mm F/5.6E VR: Боке

Глядя на изображения, приведённые в наших статьях о Nikon 200-500mm VR , можно заметить, что объектив достаточно хорошо обрабатывает зоны вне фокуса и отделяет объект съёмки от фона. Ни на одной из фотографий мы не заметили каких-либо недостатков боке. Поскольку Nikon не использовал в оптической схеме этого объектива никаких асферических элементов, то не приходится беспокоиться о возможности появления уродливых «луковых колец» вместо плавного боке.

Олень

NIKON D800E @ 500mm, ISO 720, 1/500, f/5.6

Nikon 200-500mm F/5.6E VR: Виньетирование

Nikon 200-500mm VR хорошо справляется с виньетированием – наиболее сильное (около 1,7 EV) заметно на фокусном расстоянии 500 мм при фокусировке на бесконечность:

 

 

Как вы можете видеть, виньетирование практически отсутствует на коротких фокусных расстояниях. Лишь при выходе за пределы 300 мм можно заметить затемнение краёв кадра, и то лишь на бесконечности.

Ореолы и блики

Супертелеобъективы, как правило, плохо справляются с бликами и ореолами из-за своих длинных фокусных расстояний. Вот почему Nikon 200-500mm VR поставляется с длинной блендой – старайтесь всегда снимать с ней, а также избегайте ведения съёмки против ярких источников света.

Дюны

NIKON D810 + 200-500mm f/5.6 @ 200mm, ISO 100, 1/400, f/8.0

Nikon 200-500mm F/5.6E VR: Искажение

А вот с искажениями у большинства телеобъективов проблем обычно не возникает. И как видно из диаграммы ниже, Nikon 200-500mm VR демонстрирует лишь незначительные бочкообразные искажения, которые вы никогда не заметите при просмотре изображений:

 

Nikon 200-500mm F/5.6E VR: Хроматические аберрации

Теперь давайте взглянем, как у Nikon 200-500mm F/5.6E VR обстоят дела с латеральными хроматическими аберрациями:

 

 

Как видите, на 200 мм и 300 мм объектив демонстрирует довольно низкий уровень хроматических аберраций, однако, по мере приближения к 400-мм отметке он заметно повышается. На 500 мм уровень латеральной хроматической аберрации достигает 2,29 пикселей при значении диафрагмы f/5.6, что является довольно высоким уровнем.

Вместо заключения

Итак, Nikkor 200-500mm F/5.6E VR является первой попыткой компании Nikon выйти за пределы 400-мм любительских супертелефотозумов. Оценённый примерно в 1 400 долларов, он явно ориентирован на то, чтобы составить конкуренцию объективам Tamron и Sigma. Благодаря фиксированной диафрагме f/5.6 и сложной оптической конструкции, обеспечивающей в целом очень хорошую резкость, Nikon 200-500mm F/5.6E VR оказался достойным конкурентом 150-600-мм объективов сторонних производителей. Подробнее о сравнении объектива Nikon с Tamron и Sigma мы поговорим в следующей статье – следите за обновлениями.

Самая большая проблема объективов Nikon 200-500mm F/5.6E VR в нестабильности их оптического качества, значительно варьирующегося от экземпляра к экземпляру. Как уже упоминалось ранее, два из пяти протестированных экземпляров 200-500mm VR имели проблемы с резкостью на длинном конце зума. Если бы мы ограничились тестированием одного экземпляра объектива, то результаты наших тестов потенциально могли бы ввести наших читателей в заблуждение, особенно если бы нам попался неудачный экземпляр.

Волченок

NIKON D750 + 200-500mm f/5.6 @ 450mm, ISO 720, 1/1000, f/5.6

К сожалению, учитывая диапазон масштабирования, предлагаемый Nikon 200-500mm F/5.6E VR и его довольно низкую цену, нестабильность качества от экземпляра к экземпляру вполне ожидаема. И с любым другим производителем картина была бы абсолютно идентичной, уверяем! Именно поэтому одни фотографы очень высоко оценивают новый 200-500mm VR, в то время как другие очень сильно в нём разочаровываются.

Так что, перед покупкой или сразу же по получению объектива, проверьте его резкость, чтобы при обнаружении проблем иметь возможность обменять его на другой экземпляр, который, надеемся, будет качественнее.

В целом же Nikon 200-500mm F/5.6E VR выглядит, как отличный объектив за свою цену. Если вы в поиске относительно лёгкого объектива с хорошим диапазоном зуммирования, вам обязательно стоит обратить внимание на Nikon 200-500mm VR.

По материалам Насима Мансурова / Photographylife.com

Nikon 200-500mm F/5.6E VR: Оптические характеристики: 1 комментарий

  • Helsa
    13.05.2016 в 22:27
    Permalink

    Объектив и вправду весьма привлекателен для того, кому нужен такой телевик, но вот лотерея с качеством — очень неприятный момент, который на себе испытывать не хотелось бы

    Ответ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *