Эффект Ортона в пейзажной фотографии

Эффект Ортона. Доводилось ли вам слышать о нём? Этот способ постобработки известен примерно с 80-х годов ХХ века, если не раньше, но в последние несколько лет он приобрёл просто невероятную популярность. Но если вы ещё не слышали о нём – не расстраивайтесь, этот эффект только начинается превращаться в мейнстрим, так что остаётся всё ещё немало людей, незнакомых с Эффектом Ортона.

И всё же, в некотором смысле, Эффект Ортона всё активнее захватывает современный мир пейзажной фотографии.И это не преувеличение – познакомившись с Эффектом Ортона, вы сможете заметить его, по крайней мере, на трети популярных пейзажных фотографий на сайте 500px, а также среди работ, победивших на том или ином фотоконкурсе. Эта статья охватывает все основы Эффекта Ортона , в том числе и то, как реализовать его в ваших работах, а также размышления по поводу того, почему вы можете не захотеть делать это.

Что такое Эффект Ортона?

По сути, Эффект Ортона – это добавление фотографии (как правило, пейзажной) свечения на стадии постобработки. Сам по себе этот эффект не представляется таким уж вредоносным. Проблема, связанная с ним, заключается в другом – использование одного и того же свечения на огромном количестве пейзажных фотографий. Фотография ниже наглядно демонстрирует чрезмерное использование Эффекта Ортона:

Эффект ОртонаВы, должно быть, заметили странное свечение на изображении, а также обратили внимание на то, что в некоторых областях изображения сложно сосредоточиться. Это и есть Эффект Ортона.

Эффект Ортона был создан пейзажным фотографом-абстракционистом Майклом Ортоном, и первоначально использовался в плёночной фотографии. Во времена плёночной фотографии для достижения этого эффекта фотографы накладывали друг на друга два изображения: первое – в фокусе, второе – не в фокусе и немного переэкспонированное. Таким образом, два кадра плёнки давали одну фотографию, одновременно и в фокусе и размытую. Этот метод добавлял фотографии мягкий эффект свечения.

Хотелось бы сделать оговорку, что эта статья не направлена против Майкла Ортона. Его фотографии по-настоящему великолепны! Просто загляните на его сайт и убедитесь в этом самостоятельно.

Цель этой статьи – обратить внимание на современное использование Эффекта Ортона, его чрезмерного использования, злоупотребления им современными пейзажными фотографами, что негативно сказывается как на отношении к этому эффекта, так и на творчестве фотографов в целом.

Как использовать Эффект Ортона

В этой части статьи не будет детального разбора использования Эффекта Ортона, чтобы избежать ускорения его превращения в мейнстрим. Тем не менее, ниже вы найдёте небольшой урок по созданию Эффекта Ортона.

Откройте изображение в Photoshop и создайте дубликат слоя:

как создать эффект ортонаАктивировав верхний слой, выполните команду: Image > Apply Image:

Как сделать эффект ортона в PhotoshopВ раскрывшемся меню «Apply Image», выберите режим смешивания Screen, и нажмите клавишу Enter:

эффект ортона в photoshopПродублируйте текущий слой, затем выберите режим смешивания Multiply:

Эффект Ортона в PhotoshopВыполните команду: Filter > Blur > Gaussian Blur. Параметры выбранного режима размытия вы можете установить по своему вкусу:

Эффект Ортона в PhotoshopОбъедините два верхних слоя (комбинацией клавиш Command+E или Control + E) и создайте маску для уменьшения или увеличения интенсивности Эффекта Ортона в различных частях изображения. Вероятнее всего, вам захочется уменьшить непрозрачность слоя с эффектом, иначе эффект будет выражен слишком сильно:

Эффект Ортона в PhotoshopПоследний штрих. Так как этот эффект делает тени темнее, вы можете немного осветлить их в Lightroom или Photoshop.

Вот и всё. Эффект Ортона достаточно прост в реализации. Тем не менее, он требует нескольких шагов в Photoshop, некоторые из которых могут быть не интуитивно понятными. Некоторые редакторы имеют встроенные настройки Эффекта Ортона, в то время как другие (например, Lightroom) не позволяют работать со слоями и, таким образом, не могут быть использованы для создания этого эффекта.

Простейшие примеры использования Эффекта Ортона

Для наглядности действия Эффекта Ортона, ниже будут приведены три фотографии до и после применения Эффекта Ортона. Конечно, в них эффект выражен сильнее, чем в реальных случаях, однако, они помогут читателям, ещё незнакомым с Эффектом Ортона, научиться замечать его в фотографиях.

На этом примере непрозрачность слоя с Эффектом Ортона была уменьшена незначительно:

На этом изображении, эффект менее заметен, но вы всё ещё можете его обнаружить без особого труда, если взгляните на деревья и скалы вблизи верхней части кадра:

И, наконец, вашему вниманию предлагается пейзаж, к которому никогда не следует применять этот мягкий эффект, поскольку он должен быть резким и драматичным:

Типичное использование Эффекта Ортона

На представленных выше примерах Эффект Ортона ярко выражен, если не сказать больше. Хотя некоторые фотографы действительно прибегают к таким крайностям при использовании этого эффекта, большинство пользователей 500px применяют его гораздо аккуратнее и тоньше.

Взгляните не фотографию ниже. В ней Эффект Ортона применён лишь в определённых областях кадра – это уже ближе к тем изображениям, что можно встретить на сайте 500px:

эффект ортона

NIKON D7000 + 24mm f/1.4 @ 24mm, ISO 100, 1/50, f/16.0

Хочется надеяться, что вы смогли разглядеть на этом изображении использование Эффекта Ортона (если же у вас возникли трудности в нахождении признаков этого эффекта, обратите внимание на светящиеся пятна травы вблизи солнечных лучей; причём на большом мониторе эффект более заметен). Фотографы, не знакомые с Эффектом Ортона, как и большинство зрителей сайта 500px, могут подумать, что такое свечение – естественный результат тумана. Но что будет, если на каждой пейзажной фотографии будет присутствовать такой «туман»? Очень скоро он перестанет придавать изображению оригинальности, а, наоборот, будет усиливать жуткое ощущение однотипности фотографий.

Эффект Ортона: что с ним не так?

Если к каждой фотографии применять Эффект Ортона, даже очень уместно и аккуратно, очень скоро все они начнут выглядеть одинаково. Возможно, нет ничего плохого, если в чьём-либо портфолио будет одно или два таких изображения. Но если все фотографии будут однотипными – это будет уже невыносимо!

Именно в этом-то и заключается вся суть проблемы. Шокирующее большинство популярных пейзажных фотографов используют Эффект Ортона. Во время подготовки этой статьи, я просмотрел 50 наиболее популярных пейзажных фотографий на 500px. Я могу с уверенностью сказать, что на 17 из них заметно применение Эффекта Ортона, и ещё несколько изображений попадали под подозрение. Причём в двух из просмотренных фотографий Эффект Ортона был настолько ярко выражен, что изображение в моих глазах начало плыть. В течение нескольких секунд после просмотра я видел ложное свечение, глядя на реальный мир – ощущение не из самых приятных!

Конечно, фотографии с чрезмерным использованием не смотрятся столь же кричаще, как изображения с чрезмерным увлечением HDR. Тем не менее, оба эффекта, когда они использованы неуместно и нерационально, создают крайне неприятные для глаза изображения. Большую часть времени, детали в реальном мире не имеют эфирного свечения вокруг себя. Даже в случаях незначительного использования Эффекта Ортона, изображение, к которому оно применено, выглядит отличным от того, как мы воспринимаем реальный мир.

Мне очень нравятся работы Анселя Адамса, так что и в этой статье я поделюсь одной из них:

Ансель Абрамс

Наслаждайтесь этой фотографией, пока ваши глаза отдыхают от вездесущего эффекта свечения.

Как вы уже поняли,  я не поклонник современной чрезмерной популярности Эффекта Ортона. Я полагаю, что он покусился на концепцию «качественной» пейзажной фотографии – его потустороннее свечение порождает ложное впечатление улучшения каждой пейзажной фотографии. Я считаю, что его повсеместное использование приносит больше вреда, чем пользы.

Может, эта статья – всего лишь реакция против господствующей сегодня концепции «красивой пейзажной фотографии», а мои вкусы отличаются от вкусов большинства людей? Может быть, и так. Мне нравятся фотографии Анселя Адамса гораздо больше, чем любое изображение с Эффектом Ортона. И, может быть, всё дело в том, что я слишком консервативен в отношении того, что следует считать красивым.

Тем не менее, я чётко осознаю, что делает фотографию привлекательной для меня, и это точно не Эффект Ортона. Думаю, что в настоящий момент все мы  жертвы мягкой, светящейся, лже-эстетичной атмосферы фотографий, которая добавляет фотографиям ценность, которой на самом деле нет. И никто не застрахован от пагубного влияния этой чрезмерной мягкости и сияющей красоты.

Но не стоит забывать о вреде чрезмерной популяризации того или иного способа обработки изображений. Пейзажные фотографии утрачивают свою прелесть и драматичность – самые популярные изображения ландшафтов на крупнейших фотосайтах уже начинают выглядеть, как картины Томаса Кинкейда.

Заключение

В том, чтобы добавить своей фотографии свечения, нет ничего плохого. Но когда в трети работ на самых популярных фотосайтах используется один и тот же эффект Photoshop – приходит время задуматься о том, что что-то не так. Ведь мы уже не реагируем на само изображение – мы реагируем на настройки, которые были к нему применены. И, знаете, это не намного лучше, чем повальное увлечение фильтрами в Instagram.

Больше всего меня беспокоит то, что Эффект Ортона вызывает в интернете всеобщее восхищение и одобрение фотографами. Фотографии восходов в горах и сияющих зелёных полей с чрезмерным использованием Эффекта Ортона – подобные фотографии побеждают на фотоконкурсах и набирают тысячи лайков и положительных отзывав в социальных сетях!

Сделаю ещё одну оговорку. Если вы используете Эффект Ортона для обработки своих фотографий, не воспринимайте эту статью, как личную критику. Людям нравятся фотографии с Эффектом Ортона, и не удивительно, если фотографы-пейзажисты полагают, что их работы с этим эффектом раскупаются более охотно (по аналогии с HDR-фотографиями). В конце концов, вы должны чувствовать себя свободно и не ограничивать свои творческие порывы – делайте всё, что приносит вам удовольствие.

Но если вы чувствуете неуверенность, сравнивая свои работы с чрезмерно красивыми, сияющими пейзажами из топов крупных фотосайтов, не робейте! Эффект Ортона – не больше чем красивая обёртка для глаз зрителя, и чем большему числу фотографов он доступен, тем быстрее тает его «магия». Чтобы пейзажная фотография была эстетичной и интересной не нужно мистическое свечение – достаточно просто иметь собственный взгляд на окружающий мир.

Автор и фото: Спенсер Кокс / Photographylife.com

 

Сейчас читают:

Эффект Ортона в пейзажной фотографии: 1 комментарий

  • Helsa
    07.06.2016 в 21:39
    Permalink

    Интересный материал. После прочтения статьи несколько раз ловила себя на том, что рассматриваю понравившиеся мне ландшафтные фото на предмет наличия признаков эффекта Ортона.

    Ответ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *