Как фотографировать на телеобъектив

Телеобъектив – отличный инструмент для многих жанров фотографии, но кажущаяся лёгкость его использования обманчива. В частности, телеобъектив более чувствителен к любой вибрации камеры, а также обеспечивает меньшую глубину резкости по сравнению с широкоугольным объективом. Но, с другой стороны, телеобъектив открывает перед фотографом множество возможностей и даёт широчайший простор для творчества. В этой статье мы подробно поговорим о том, как фотографировать с телеобъективом, обсудим его преимущества и недостатки.

Съёмка с телеобъективом: акцент на деталях

Если вам необходимо акцентировать внимание зрителя на мелких деталях снимаемой сцены, то телеобъектив отлично справится с этой задачей.

Телеобъективы, обладая узким полем зрения, как никакие другие, подходят для съёмки небольших областей сцены. Что бы вы ни фотографировали, телеобъектив позволяет изолировать детали снимаемой сцены гораздо лучше широкоугольного или нормального объектива. Это не значит, что на широкоугольный объектив вы не сможете заснять мелкие детали, нет. Просто с телеобъективом сделать это будет гораздо проще.

На чём делать акцент? Ответ на этот вопрос зависит от жанра фотографии, которую вы собираетесь сделать. Если вы, например, фотограф-портретист, то можете заснять лицо модели без отвлекающих фоновых элементов. Снимая пейзаж, вы можете сфокусироваться на одной из горных вершин и превратить её в заглавную тему своей фотографии. Кроме того, не забывайте о макрообъективах, которые, как правило, являются телеобъективами – они позволяют фотографировать даже мельчайшие детали.

Это, пожалуй, самая важная особенность телеобъективов, которую может использовать фотограф. Кстати, даже при фотосъёмке пейзажа – не всегда, но чаще, чем многие думают – одна деталь ландшафта может быть эффектнее и интереснее, чем весь окружающий пейзаж:

Уникальный водопад

© Спенсер Кокс. NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 185mm, ISO 100, 8/10, f/16.0

Как использовать телеобъектив: Создание абстрактных фотографий

Телеобъективы способны отлично изолировать детали изображения, что делает их отличным инструментом для съёмки абстрактных фотографий.

Например, засняв небольшую область пейзажа, размыв фон и, тем самым удалив какой-либо контекст в изображении, фотограф может создать абстрактное изображение. То есть такое изображение, где всё просто: свет, цвет, форма и композиция. Если зритель не может сказать, что на самом деле изображено на фотографии, то в такой фотографии на первое место выходят эстетические качества, лежащие в её основе.

Конечно, не все фотографии должны быть абстрактными, а не все абстрактные фотографии должны сниматься с телеобъективом. Ведь даже на широкоугольный объектив можно снять мелкие детали, особенно если расположить камеру как можно ближе к снимаемому объекту. Но если вы хотите сделать фотографию именно какой-то определённой детали, отделив её от фона, вам следует использовать телеобъектив – лучшего инструмента для этих целей пока не придумали.

Необычная текстура

© Спенсер Кокс. NIKON D810 + 70-200mm f/2.8 @ 200mm, ISO 400, 1/500, f/5.6

 Как снимать с телеобъективом: Передача масштаба

Если вы находитесь близко к дереву, растущему на фоне горы, и решите сфотографировать его на широкоугольный объектив, то на фотографии дерево будет выглядеть довольно большим по сравнению с фоном:

Старое огромное дерево

© Спенсер Кокс. NIKON D800E + 20mm f/1.8 @ 20mm, ISO 100, 1/4, f/16.0

Причиной тому перспектива. Чем ближе вы находитесь к какому-либо объекту – тем крупнее он выглядит по отношению к объектам на заднем фоне. И вам может показаться, что этот эффект совершенно не зависит от типа объектива, который вы используете, и всё дело лишь в расстоянии между вами и снимаемым объектом. Тем не менее, если вы расположены очень близко к объекту съёмки и используете широкоугольную оптику, то ваше поле зрения будет настолько широким, что вызовет у зрителя ощущение усиления перспективы (об эффекте преувеличения перспективы мы говорили в предыдущей статье, посвященной съёмке с широкоугольным объективом).

Обратной стороной этой медали является то, что при использовании телеобъектива создаётся впечатление, словно вы находились гораздо дальше от объекта съёмки, чем это было на самом деле. То есть, возвращаясь к нашему фото с деревом и горами, если вы снимете дерево, стоя в паре метрах от него, на широкоугольный объектив – вы получите изображение гигантского дерева на фоне скромных по размерам гор. Но стоит вам отойти на пару шагов назад, взять телеобъектив и немного зуммировать на дерево, как картинка преобразится – на фотографии будет красоваться дерево на фоне величественных гор:

Горная вершина в утренних лучах

© Спенсер Кокс. NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 70mm, ISO 100, 6/10, f/16.0

Эта техника может пригодиться в совершенно разных жанрах фотосъёмки – от пейзажа до съёмки спортивных мероприятий. Если вам хочется придать величественности и масштабности, например, горам на заднем плане, или уменьшить габариты объекта на переднем плане – используйте телеобъектив.

Конечно, ощущение масштаба на изображении, невозможно передать исключительно при помощи особенностей используемой вами оптики – перспектива, так или иначе, связана с вашим расположением относительно объекта съёмки – но телеобъектив даёт вам возможность создать на изображении ощущение, что в момент съёмки вы находились гораздо дальше, чем было на самом деле.

Эта техника часто используется фотографами-портретистами для того, чтобы компенсировать искажения перспективы и сделать лицо модели выглядящим более естественно. Взгляните на пример ниже:

Фотография девушки на фоне дереваПри съёмке с фокусным расстоянием в 300 мм, фотограф может отснять плечевой портрет с реалистичными пропорциями тела. На фокусном расстоянии в 14 мм из-за искажений перспективы, модель выглядит менее естественно.

Если ваша цель состоит в том, чтобы передать масштаб одних объектов в сравнении с другими, то ваша задача проста: сделайте несколько шагов назад, зуммируйте на объект съёмки, а затем скомпонуйте кадр. Взглянув на полученное изображение, вы заметите, как сильно оно отличается от того, что снято на широкоугольный объектив.

Как снимать на телеобъектив: Получение достаточной глубины резкости

При зуммировании в сторону увеличения масштаба, глубина резкости резко сокращается.

С ультра-широкоугольным объективом – например, 14-мм – невероятно легко заснять пейзаж в пределах всей глубины резкости. Даже на не слишком открытой диафрагме, например, f/5.6 вы сможете получить высокую детализацию на расстоянии от 2,5 метров до бесконечности.

Однако, уже на 50 мм – наиболее «стандартном» фокусном расстоянии (причём не только для телеобъективов) – для того чтобы заснять такую же глубину резкости, вам потребуется прикрыть диафрагму уже примерно до f/22.

Телеобъективы при съёмке пейзажей могут давать потрясающие результаты, но если вы хотите, чтобы все детали сцены были резкими, то для этого ваш объект съёмки должен находиться достаточно далеко от вас.

Можно ли решить эту проблему? Если диафрагма f/11 или f/16 не даёт вам желаемой глубины резкости, то попробуйте отойти от объекта съёмки немного подальше, при условия, что вы можете это сделать, конечно.

Съёмка с телеобъективом: Использование малой глубиной резкости

 Итак, как мы уже поняли, используя телеобъектив, вам придётся иметь дело с малой глубиной резкости.

Малая глубина резкости, с одной стороны, – одна из наиболее привлекательных черт фотографии, а с другой – самая раздражающая особенность телеобъективов. Если вы хотите получить фотографию, резкую по всей площади камеры, то малая глубина резкости способна доставить вам немало головной боли. Если же вам необходимо мягко размыть фон – телеобъектив это то, что вам нужно.

В пейзажной фотографии непросто представить ситуацию, когда фотограф хотел бы получить фон вне зоны фокуса. Тем не менее, если вы когда-либо снимали животных в естественной среде обитания, то знаете, что телеобъектив может быть отличным инструментом для подобных съёмок: 

Фото птицы на телеобъектив

© Спенсер Кокс. NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 175mm, ISO 100, 1/250, f/4.0

Малая глубина резкости делает ваши фотографии проще. Выделяя объект съёмки, она как бы говорит глазам зрителя, на что именно следует обращать внимание.

Чтобы плавно и эстетично размыть фон, используйте максимально широкую диафрагму, доступную вашему объективу, например, f/2.8, подойдите к объекту съёмки поближе, а затем зуммируйте кадр по своему желанию. В итоге вы получите красиво и ровно размытый фон.

Как фотографировать с телеобъективом: Следите за дрожанием камеры

 Телеобъективы более других чувствительны к дрожанию и шевелению камеры.

 Например, если вы не владеете хорошей техникой съёмки с рук, то широкоугольная оптика вам это простит, а вот телеобъективы – наоборот, обнаружат проблему дрожания камеры во всей её неприглядной «красе». Такая же проблема наблюдается и при съёмке со штатива – порыв ветра при съёмке на телеобъектив, может привести к смазанной фотографии даже в тех случаях, когда изображения, полученные при тех же условиях на широкоугольный объектив, будут казаться абсолютно резкими.

Как решить эту проблему? Снимая на телеобъектив, будьте готовы чаще обычного использовать штатив. Если же вы снимаете спортивные мероприятия, или сцену, требующую вашего постоянного перемещения, попробуйте воспользоваться моноподом. При съёмке в ветреную погоду, старайтесь не выдвигать самые тонкие секции ножек штатива – это позволит добиться большей устойчивости всей системы.

И не забывайте время от времени использовать увеличение при просмотре снимков на экране камеры – достаточно ли резкими получаются фотографии. Если нет, то попробуйте найти причину этого, и устранить её.

Конечно, необходимость всех этих манипуляций не делает съёмку с телеобъективом проще, но телеобъективы позволяют получить такую интересную перспективу, что результат стоит всех затраченных усилий.

Заключение

Итак, телеобъективы нельзя назвать универсальными объективами, подходящими для съёмки абсолютно любых фотографий.

Если вам необходимо запечатлеть широкое поле зрения, то телеобъектив для этого не подойдёт (не считая случаев, когда вы решите отснять и сшить в редакторе многорядную панораму). Или же, если вы хотите преувеличить размер близлежащих объектов – например, передний план пейзажа – то для этого есть гораздо более подходящие инструменты.

А если вы хотите показать зрителю масштаб снимаемой сцены, или отделить объект съёмки от фона при помощи малой глубины резкости, то телеобъектив – это именно то, что вам нужно.

В качестве традиционного бонуса, мы приготовили интересное видео по использованию телеобъективов:

По материалам Photographylife.com. Автор: Спенсер Кокс. Фото: Спенсер Кокс/ Насим Мансуров

Как фотографировать на телеобъектив: 5 комментариев

  • 05.03.2017 в 01:54
    Permalink

    Думаю широкое поле зрения,можно сделать и теле объективом,если снимать панорамные кадры,как горизонтальные,так и вертикальные или оба вместе.При этом резкость можно получить выше,чем при широком угле.

    Ответ
    • Helsa
      05.03.2017 в 06:12
      Permalink

      Частично согласна с Вами, все дело в опытности и технике снимающего (под техникой понимаю не фотооборудование, естественно). Но снять широкий угол на теле, не прибегая к обрезке или сшиванию панорамы, вряд ли получится. Если я ошибаюсь — поправьте.

      Ответ
  • Helsa
    05.03.2017 в 06:02
    Permalink

    По-моему, снимать на длиннофокусный телеобъектив с рук не так сложно, как многим кажется, просто нужно использовать выдержку покороче. Я регулярно снимаю с рук на Nikon 500mm f/4 и получаю очень резкие изображения. В таких ситуациях я не использую выдержку длиннее 1/1600 с и фото получаются четкими. На истину не претендую — сугубо мое мнение и опыт.

    Ответ
    • 05.03.2017 в 09:50
      Permalink

      Helsa, бесспорно, если у Вас хорошая техника и опыт съёмки с рук, то Вы вполне можете получать резкие снимки даже без штатива.

      Ответ
  • 10.03.2017 в 07:26
    Permalink

    По поводу выдержки старый добрый совет — фокусное расстояние умножаем на 2 и получаем выдержку с которой можно не бояться смаза…

    Ответ

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *