Выход Nikon D850, возможно, стал одним из самых ожидаемых релизов 2017 года на рынке зеркальных фотокамер. Не будет преувеличением назвать D850 самой универсальной современной цифровой зеркальной камерой. Благодаря 45,7-мегапиксельному сенсору с базовым диапазоном ISO 64-25600, улучшенной 153-точечной системой автофокуса, 18-тысячной RGB-системой экспозамера, скоростью непрерывной съемки 7 кадров в секунду, которая может быть увеличена до 9 кадров в секунду (при установке батарейного блока), отлично защищённому корпусу, и множеству других обновлений аппаратного и программного обеспечения, Nikon удалось создать камеру, способную удовлетворить потребности любого фотографа – от пейзажной и архитектурной до спортивной фотографии и фотосъёмки дикой природы. В этом обзоре D850 будет сравниваться с предшествующей моделью с самых разных точек зрения.
Примечание: обзор будет постепенно обновляться и дополняться, так что следите за обновлениями.
Содержание
Прежде всего, давайте рассмотрим технические характеристики новой камеры, и сравним её с предшественниками – Nikon D810 и D800/D800E.
Nikon D850: технические характеристики
Основные технические характеристики новой камеры выглядят следующим образом:
- Сенсор: 45.7 МП FX BSI с размером пикселя 4.35µ
- Размер сенсора: 35.9 x 23.9 мм
- Разрешение: 8256 x 5504
- Базовый диапазон чувствительности ISO: 64 — 25 600
- Расширенный диапазон чувствительности ISO: 32 — 102 400
- Форматы RAW: 45.7 МП (Full Size), 25.6 МП (Medium Size / mRAW), 11.4 МП (Small Size / sRAW)
- Процессор: EXPEED 5
- Экспозамер: 181 000-точечный RGB-датчик
- Защита от пыли и воды: Есть
- Материал шасси: магниевый сплав
- Выдержка: 1/8000 – 30секунд
- Ресурс затвора: 200 000 циклов, функция самодиагностики
- Карты памяти: 1x XQD и 1x SD (с поддержкой UHS-II)
- Площадь покрытия кадра видоискателем: 100%
- Скорость непрерывной съёмки: 7 к/сек, 9 к/сек при установке батарейного блока MB-D18
- Встроенная вспышка: Нет
- Система автофокусировки: Multi-CAM 20K AF
- Чувствительность автофокуса: -4 EV в центральной точке
- ЖК-дисплей: сенсорный, поворотный с диагональю 3,2″, 2,359 млн. точек
- Видео: 4K UHD @ 30 к/сек
- Формат видео-файлов: MOV, MP4
- Таймлапс: 4K и 8K
- Встроенный модуль GPS: Нет
- Встроенный модуль WiFi: Есть
- Подсветка кнопок: Есть
- Функция совмещённого фокуса: Есть
- Функция Focus Peaking: Есть
- Встроенный модуль Bluetooth: Есть
- Тип аккумулятора: EN-EN15a
- Емкость аккумулятора: 1840 снимков (CIPA)
- USB: 3.0
- Вес: 915 г
- Габариты: 146 x 124 x 79 мм
Подробные характеристики вы можете посмотреть на официальном сайте Nikon.
Давайте сравним D850 с D810 и D800/D800E:
Характеристики камеры | Nikon D850 | Nikon D810 | Nikon D 800/ 800E |
Разрешение сенсора | 45,7 МП | 36,3 МП | 36,3 МП |
Тип сенсора | CMOS BSI | CMOS | CMOS |
Низкочастотный фильтр | Нет | Нет | Да/Нет |
Размер изображения | 8 256 х 5 504 | 7 360 х 4 912 | 7 360 х 4 912 |
Базовое значение ISO | ISO 64 | ISO 64 | ISO 100 |
Базовый диапазон чувствительности ISO | ISO 64 - 25 600 | ISO 64 - 12 800 | ISO 100 - 6 400 |
Расширенный диапазон чувствительности ISO | ISO 32 - 102 400 | ISO 32 - 51 200 | ISO 50 - 25 600 |
Процессор | EXPEED 5 | EXPEED 4 | EXPEED 3 |
Поддержка mRAW / sRAW | есть | только sRAW | нет |
Ёмкость буфера: RAW 12-разрядный (сжатие без потерь) | 170 | 47 | 21 |
Ёмкость буфера: RAW 14-разрядный (сжатие без потерь) | 51 | 28 | 17 |
Встроенная вспышка | Нет | Есть | Есть |
Карты памяти | 1x XQD, 1x SD (UHS-II) | 1x CF, 1x SD (UHS-I) | 1x CF, 1x SD (UHS-I) |
Скорость непрерывной серийной съёмки | 7 к/сек, 9 к/сек при установке батарейного блока | 5 к/сек, 6 к/сек (DF), 7 к/сек при установке батарейного блока | 4 к/сек, 6 к/сек (DF) при установке батарейного блока |
Беззвучная съёмка в Live View | Есть | Нет | Нет |
Датчик экспозамера | RGB, 181 000 точек | RGB, 91 000 точек | RGB, 91 000 точек |
Система автофокусировки | Multi-CAM 20K AF | Adv. Multi-CAM 3500FX + Group Area AF | Adv. Multi-CAM 3500FX |
Количество точек фокусировки | 153, 99 перекрёстного типа | 51, 15 перекрёстного типа | 51, 15 перекрёстного типа |
Функция Auto AF Fine Tune | Есть | Нет | Нет |
Максимальное разрешение видео | 3840×2160 (4K) @ 24p, 25p, 30p | 1920×1080 (1080p) @ 24p, 30p, 60p | 1920×1080 (1080p) @ 24p, 30p |
Фокусировка по касанию в режиме Live View | Да | Нет | Нет |
Функция Focus Peaking | Есть | Нет | Нет |
Подсветка кнопок | Есть | Нет | Нет |
Встроенный модуль Wi-Fi | Есть | Поддержка Eye-Fi | Поддержка Eye-Fi |
Встроенный модуль Bluetooth | Есть | Нет | Нет |
Тип аккумулятора | EN-EL15a, литий-ионный | EN-EL15, литий-ионный | EN-EL15, литий-ионный |
Ёмкость аккумулятора | 1 840 кадров (CIPA) | 1 200 кадров (CIPA) | 900 кадров (CIPA) |
Вес | 915 гр | 880 гр | 900 гр |
Габариты | 146 x 124 x 78.5 мм | 146 x 123 x 81.5 мм | 144.78 × 121.92 × 81.28 мм |
Сравнение Nikon D850 и D810 с D800 / D800E
Как видим, в отличие от Nikon D810, который, по сути, был незначительным обновлением D800/D800E, в D850 производитель внес существенные изменения. Все нововведения, использованные Nikon, фактически позволяют рассматривать D850, как совершенно новую камеру. Прежде всего, сенсор на D850 полностью отличается от предыдущих зеркалок не только разрешением (45,7 МП против 36,3 МП), но и используемой в сенсоре технологией – в D850 используется первый BSI CMOS-сенсор собственного производства, обеспечивающий, в сравнении со стандартными CMOS-сенсорами, превосходное качество изображения. Вместо использования сенсоров Sony Nikon решил самостоятельно разработать сенсор для D850 и изготовить его у стороннего производителя, как это уже бывало, например, в случае с Nikon D3 и D700.
Теперь о разрешении. Оно улучшилось незначительно – повышение общего разрешения примерно на 25% означает увеличение линейного разрешения всего на 12%. Тем не менее, это всё же увеличение, и оно потенциально может предоставить ещё больше возможностей для крупноформатной печати, а также кадрирования изображений.
Новинка Nikon сохранила базовое значение чувствительности ISO на уровне ISO 64, как и на D810, обеспечивая превосходный динамический диапазон. В целом же базовый диапазон чувствительности ISO был расширен с 64 — 12 800 до 64 — 25 600, с возможностью расширения диапазона до ISO 32 — 102 400. В дополнение к этим улучшениям сенсора, новинка Nikon позаимствовала у D5/D500 превосходную систему автофокусировки Multi-CAM 20K со 153 точками фокусировки (99 из которых являются перекрестными), что обеспечивает отличную производительность автофокуса, особенно в сочетании с процессором последнего поколения EXPEED 5. 15 центральных точек фокусировки чувствительны вплоть до f/8, то есть вы можете использовать, например, телеконвертер 2x с объективом f/4 и по-прежнему легко фокусироваться на объекте съёмки. Автофокус сохраняет чувствительность вплоть до-4 EV, позволяя системе автофокуса работать даже в условиях чрезвычайно низкой освещённости. Важно отметить, что Nikon D810 был чувствителен до -2 EV, то есть чувствительность D850 возросла на 2 стопа. Кроме того, чувствительность внешних точек фокусировки составляет -3 EV, что выше, чем чувствительность центральных точек Nikon D810!
В новинке был увеличен объём буфера камеры – D850 может снимать в общей сложности 170 RAW-изображений формата 12-bit lossless compressed и 51 RAW-изображение формата 14-bit lossless compressed. В сравнении с буфером Nikon D810, ограниченным 47 и 28 RAW-файлами соответственно, это просто огромное увеличение. В сочетании с потрясающей скоростью съёмки 7 кадров в секунду, или 9 кадров в секунду при использовании батарейной ручки, фотограф получает в распоряжение довольно продолжительную непрерывную серию, совершенно не переживая о переполнении буфера – и это при съёмке полноразмерных 45,7-мегапиксельных RAW-изображений!
Nikon D850, наконец-то, способен использовать всю площадь поверхности сенсора при съёмке 4K-видео, чего ни одна из предыдущих зеркалок Nikon делать не могла. В 4K камера может снимать до 30 кадров в секунду и до 60 кадров в секунду в HD. Nikon также добавила новый формат видеофайлов MP4 в дополнение к формату MOV, а также множество специфических функций для видео, таких как Active D-Lighting, Focus Peaking и многое другое.
Nikon полностью переработал эргономику D850, сделав его более похожим на D500, а не на D810. Камера получила специальный джойстик и лишилась встроенной вспышки. Кроме того, размер видоискателя заметно увеличился – с 0,70x на D810 до 0,75x на D850. Диагональ ЖК-дисплея осталась неизменной (3,2 дюйма), но Nikon переработал его функционал. В частности, ЖК-дисплей, наконец-то стал наклонным, чего многие фотографы уже давно ждали от камер серии D8x0. Как и Nikon D500, D850 получил подсветку кнопок, что облегчает работу с камерой в условиях низкой освещенности. О других изменениях дизайна и эргономики будет сказано ниже.
Среди других особенностей новинки можно отметить позаимствованную у D500/D5 функцию автоматической настройки автофокуса, упрощающую калибровку объективов; возможность беззвучной съёмки в режиме Live View, съёмка 4K и 8K-таймлапс со сглаживанием экспозиции.
Также нельзя пройти мимо совершенно уникальной для D850 функции совмещённого фокуса, о которой отдельно будет сказано ниже. Она примечательна тем, что позволяет использовать технику совмещённого фокуса репосредственно при съёмке (при условии использования AF-объектива), исключая необходимость заниматься этим при постобработке – любители пейзажной и макрофотографии ликуйте!
Как и ожидалось, камера получила встроенные модули Wi-Fi и Bluetooth, а вот встроенный в камеру GPS Nikon по каким-то непонятным соображениям продолжает игнорировать.
Более детально обо всех изменениях в D850 вы можете узна+ть из статьи «Nikon D850 – характеристики, функционал и особенности«.
Nikon D850: Конструкция и эргономика
В D850 Nikon решил использовать компоновку, опробованную на D500. Это очень хорошее решение, поскольку, с точки зрения эргономики, D500 превосходен. Расположение кнопок и элементов управления на передней панели камеры изменилось незначительно, однако, есть несколько моментов, которые стоит отметить. Прежде всего, рукоятка D850 отличается от рукоятки D810, различия вы можете увидеть на изображении ниже:

Передняя панель Nikon D850 (слева) и Nikon D810 (справа).
Я не могу сказать, что мне чем-то не нравится рукоятка на D810, но я с уверенностью могу сказать, что я стал фанатом рукоятки Nikon D850. Она ощущается более глубокой и удобной, в сравнении с рукоятками предыдущих камер, так что обладатели больших рук непременно оценят её увеличенную глубину. Поскольку камера лишилась встроенной вспышки, то и пропала лампа подсветки автофокуса, вместо неё на передней панели разместился красный индикатор, который загорается при съёмке с таймером. Также за ненадобностью исчезла и размещавшаяся сбоку кнопка подъёма встроенной вспышки.
Верхняя часть камеры претерпела незначительные изменения. Прежде всего, отказ от встроенной вспышки сделало камеру, не только более компактной, но и более защищённой с точки зрения герметичности корпуса. Те, кто привык к кнопке MODE («Режим»), должны будут привыкнуть к её новому местоположению, так как она переместилась на верхний диск, заменив кнопку ISO. Сама же кнопка ISO разместилась в правой части верхней панели:

Верхняя панель Nikon D850 (слева) и Nikon D810 (справа).
Красная кнопка «Запись» была слегка смещена влево, в остальном же верхняя панель осталась без изменений. Хорошая новость заключается в том, что если у вас уже есть D500, вам не придется долго привыкать к новой камере, так как они очень похожи. Сильнее всего изменилась задняя панель камеры:

Задняя панель Nikon D850 (слева) и Nikon D810 (справа).
Была удалена кнопка AE-L/AF-L, а под кнопкой AF-ON добавлен джойстик (если вы привыкли использовать кнопку AE-L/AF-L, вы можете назначить её функционал на любую из функциональных кнопок или на джойстик). Джойстик очень эргономичен и удобен в работе, особенно для перемещения по точкам фокусировки. Слева от ЖК-дисплея добавлена новая функциональная кнопка Fn2, однако, на неё можно назначить ограниченное число функций, что является крайне неудачным решением. Внешний вид ЖК-дисплея также отличается от ЖК-дисплея предыдущей модели – это вполне естественно, так как теперь ЖК-дисплей наклонный. Остальные изменения носят скорее косметический, чем функциональный характер.

Схема размещения герметизирующих элементов Nikon D850.
Новинка Nikon, ожидаемо, собрана очень качественно, что естественно для зеркалки такого класса. Шасси D850, как и у предшественника, выполнено из магниевого сплава. Все кнопки и полости камеры надёжно защищены уплотнением, препятствующим попаданию внутрь пыли и влаги.
Мнение Аарона Приста (знакомого нашим читателям по серии статей о том, как снимать Млечный Путь) об изменении эргономики Nikon D850 в сравнении с D810:
- Новая кнопка Fn2 на задней панели практически бесполезна. Её можно использовать только для активации функции рейтинга при просмотре фотографий, для доступа к «Моему меню» или возвращения к верхнему элементу «Моего меню», которые я не использую. Вместо этого я предпочёл бы иметь возможность назначить на эту кнопку функцию «Последние настройки». Однако, как ни странно, на кнопку Fn2 вы не можете назначить ни одну другую функцию, кроме тех, что упоминались выше. Если в одном из будущих обновлений Nikon сделает эту кнопку такой же универсальной, как и кнопка Fn1, то она будет гораздо более востребованной, нежели сейчас.
- В Nikon D810 была доступна функция Easy ISO (Меню пользовательских настроек -> Съёмка / Экран -> Отображение и настройка ISO -> Показать ISO / Easy ISO), что позволило изменять ISO (в Программном режиме и режиме Приоритета диафрагмы) посредством одного из управляющих дисков, без необходимости нажатия и удержания кнопки ISO. На Nikon D850 эта функция отсутствует. Мне будет очень не хватать этой функции. Я настоятельно рекомендовал бы Nikon вернуть эту функцию как можно скорее в одной из последующих обновлений прошивки камеры.
- Кроме того, расположение кнопок MODE и ISO отличаются от их месторасположения на D700 и D810, а из-за мышечной памяти мне очень трудно привыкнуть к этим изменениям. Пользователей D5 и D500, привыкших к новому расположению кнопок не так уж много, а для кого-то вроде меня это может быть трудно. Из-за изменения месторасположения кнопок и отсутствия функции Easy ISO работать с настройками ISO при съёмке стало труднее. Это моя единственная серьёзная жалоба в отношении D850, и у нескольких моих друзей-свадебных фотографов есть аналогичные нарекания.
- Пользовательское меню d12: у меня в меню отсутствует опция оптического подавления вибраций, даже при установке объектива 70-200 мм f/2.8G VR II (аналогичный результат был получен и при тестировании с объективом 70-200 мм f / 2.8E FL VR). Кроме того, Электронное подавление вибраций недоступно в меню записи видео, независимо от того, какой формат видео выбран.
- Кнопки с подсветкой очень удобны при съёмке в ночное время.
- Новый автоматический баланс белого «Natural Light» довольно приятный. Гораздо теплее, чем обычный автоматический баланс белого. При дневном освещении он смотрится очень хорошо, в свете ламп накаливания он, возможно, будет слишком тёплым, однако, это всегда можно отредактировать. Я до сих пор предпочитаю его стандартному автоматическому балансу белого (чаще всего для видео).
- SnapBridge использовать неудобно. Особенно на Android (на iOS – проще). Вы не можете напрямую подключиться к камере через Wi-Fi, предварительно не установив соединение со SnapBridge через Bluetooth, с последующей активацией на камере WiFi-модуля и создания нового WiFi-соединения. Именно на последнем шаге на моем Android-планшете всегда возникали проблемы. Удалось решить это только следующим способом: необходимо отключить WiFi на вашем Android-устройстве и дать возможность SnapBridge потерпеть неудачу при попытке создания WiFi соединения. Затем вручную активировать WiFi и подключить его самостоятельно. После некоторых танцев с бубном я успешно запускаю qDslrDashboard и некоторые приложения для использования возможностей встроенного WiFi – для совмещенного фокуса, брекетинга экспозиции, таймлапса, сверхдлинных экспозиций и т. д. С qDslrDashboard, при активации режима просмотра в реальном времени (который не позволяет включаться ЖК-дисплей камеры, перенаправляя данные с видеовыхода камеры на ваш смартфон или планшет), прекрасно работает режим тихой съёмки!
- С Pinpoint AF удобно работать в режиме Live View для получения максимально точного фокуса – любители макрофотографии должны оценить его по достоинству.
Наклонный, сенсорный ЖК-дисплей Nikon D850
Наконец-то, Nikon представила действительно удивительный ЖК-дисплей: очень яркий, резкий, детализированный, а самое главное – наклонный и сенсорный! ЖК-дисплеи – это не то, чему я обычно уделяю много времени, но в этом случае важен сам факт добавления Nikon наклонного дисплея в камеру D8x0, поскольку до сих пор эта функция не встречалась на топовых камерах. Возможность наклона экрана действительно важна, особенно для фотографов, увлекающихся пейзажной, архитектурной и макрофотографией, которым приходится работать с нестандартными ракурсами или низкими штативами. Поэтому Nikon действительно можно поблагодарить за решение использовать эту функцию в D850 – на Nikon D810 её крайне не хватало! Тем не менее, хотелось бы, чтобы Nikon сделал ещё один шаг и реализовал на своих камерах возможность не только наклонять дисплей, но и поворачивать его – это было бы отличным решением, особенно при съёмке вертикальных изображений со штатива.
Сенсорный дисплей – ещё одно полезное дополнение, использованное производителем в D850. Хотя сенсорное управление можно полностью отключить и использовать стандартные кнопки, делать этого не хочется, так как функция сенсорного управления камерой реализована очень хорошо. При работе с сенсором практически не наблюдаются какие-либо зависания или ошибки –хоть в режиме просмотра изображений, хоть при масштабировании или навигация по меню камеры – чего нельзя сказать о большинстве других камер, представленных на рынке. Nikon отлично справился с этой задачей. Кроме того, в режиме Live View можно использовать точечную автофокусировку, при которой камера будет фокусироваться в той области кадра, к которой вы прикоснулись на дисплее. ЖК-дисплей новой камеры Nikon получил очень высокое разрешение, что делает изображения при просмотре на нём детализированными и чёткими. Благодаря общему разрешению в 2,359 миллиона точек на ЖК-дисплее практически невозможно разглядеть отдельный пиксель. Как и на D810, в D850 присутствует возможность корректировки оттенка ЖК-дисплея – для тех случаев, когда вам кажется, что дисплей камеры отображает цвета изображения некорректно.
Nikon D850: Улучшенный видоискатель
Увеличение видоискателя теперь составляет 0,75x, поэтому, мне было интересно, возможно ли заметить разницу между увеличением 0,75x и 0,70x. После недолгих экспериментов с новой камерой Nikon и её предшественницей, я должен сказать, что разница определённо заметна. Видоискатель Nikon D850 выглядит больше, что обеспечивает более удобную и точную съёмку в полевых условиях. Он такой же яркий, как и видоискатель D810, но если вы сравните его с более старой камерой D800 / D800E, вы наверняка заметите улучшенную яркость и чёткость, которые достигаются благодаря превосходной пентапризме и улучшенному покрытию оптических элементов. В целом, видоискатель D850, без сомнения, лучший из тех, что мне доводилось встречать на зеркалках.
Режим бесшумной съёмки в Live View
Бесшумная съёмка – новый режим, появившийся в Nikon D850, при активации которого камерой используется электронный затвор в режиме Live View. Этот режим примечателен не только тем, что исключает любые вибрации камеры (поскольку зеркало поднято и механизм затвора открыт), но и тем, что помогает фотографам оставаться незаметными, например, при съёмке дикой природы или свадебной церемонии в церкви.
Я уже несколько раз опробовал его при съёмке со штатива в сочетании с таймером – и он позволяет полностью исключить вибрацию камеры! Нулевая вибрация зеркала, нулевая вибрация затвора.
При использовании режима бесшумной съёмки следует учитывать несколько моментов. Во-первых, вы не можете использовать этот режим при движении камеры или при съёмке движущегося объекта, так как это может привести к искажению изображения объекта в кадре. Во-вторых, в некоторых случаях при съёмке в этом режиме на изображениях возможно возникновение бандинга, особенно при съёмке в искусственном освещении. Если вы снимаете портреты или свадьбы – заранее опробуйте этот режим, и убедитесь, что на фотографиях отсутствует бандинг. Фотографии с бандингом выглядят довольно плохо, и он не корректируется при постобработке!
Режим Live View
Рад сообщить, что у Nikon D850 нет проблем с интерполяцией при просмотре на 100% увеличении в режиме Live View. Это хорошая новость и то, что я ожидал от D850. На D800/D800E Nikon испортил просмотр изображений в Live View, за что получил много отрицательных отзывов от фотографов, поэтому я рад, что все новые камеры Nikon лишены этого недостатка. При полном увеличении D850 отображает истинный масштаб изображения 1:1.
Nikon D850: Функция увеличения с раздельным экраном
В Nikon D850 есть возможность использовать в режиме Live View функцию увеличения с раздельным экраном (при активации которой на дисплее камеры рядом отображаются 2 увеличенные области одного и того же изображения), но она по-прежнему малопригодна для съёмки в пейзажной ориентации. Опять же, это должно было быть исправлено так, чтобы изображение в обоих окнах можно было бы перемещать независимо друг от друга.
При съёмке в портретной ориентации увеличение с раздельным экраном может быть очень удобным для оценки резкости на переднем плане, а также резкости фона, так что вы легко сможете вычислить гиперфокальное расстояние. Благодаря масштабированию и просмотру всех деталей, можно учесть и попробовать исправить все огрехи фокусировки. Однако эта функция не работает для съёмки в пейзажной ориентации камеры, и это связано с тем, что оба окна увеличения перемещаются вдоль одной горизонтальной линии. Если Nikon откажется от привязки обоих окон к одной горизонтальной линии и позволит перемещать каждое окно увеличения независимо друг от друга, то такое решение сделает D850 идеальной камерой для точной фокусировки. К сожалению, учитывая политику производителей фотооборудования, скорее всего, нам придется подождать ещё одно обновление линейки зеркалок Nikon, чтобы получить функцию увеличения с раздельным экраном, работающую так, как нужно.
Nikon D850: Запись видео
Nikon D850 – одна из немногих камер на рынке зеркалок, способная использовать для записи 4К-видео всю площадь поверхности своего сенсора. В свою новую камеру Nikon включил ряд функций, предназначенных специально для видеографов.
Во-первых, пользователю доступно множество различных стилей съёмки / профилей изображений. Во-вторых, у вас есть возможность при видеосъёмке использовать гистограмму, которая облегчает процесс съёмки. В-третьих, на D850 Nikon, наконец-то, добавил функцию фокусировки в режиме видеосъёмки. Однако, тут не обошлось без неприятных сюрпризов: в режиме съёмки 4К-видео недоступна функция Focus Peaking, к тому же, не переключившись в режим ручной фокусировки, вы вообще не сможете её отыскать! Я не знаю, какие технические проблемы возникли у инженеров Nikon при разработке системы фокусировки, но присутствие таких ляпов в такой высокоуровневой камере выглядит, как минимум, нелепо.
Запись 4К и 8К таймлапс-роликов
Во время поездок по Иордании и Турции я смог протестировать функцию записи 4K таймлапс-роликов, доступную на Nikon D850, чтобы проверить, насколько хорошо камера справляется с записью в реальных условиях. Раньше я никогда не пользовался функцией записи таймлапс-роликов, встроенных в зеркалки Nikon, поскольку у неё были ограничения, как с точки зрения разрешения снимков, так и с точки зрения доступных пользователю настроек. В D850 Nikon позволяет пользователю записывать 4K таймлапс с возможностью выбора нескольких опций, такими как Сглаживание Экспозиции, Беззвучная съёмка, Область изображения (FX или DX), Разрешение видео-файла (до 4K @ 30p) и так далее. Больше всего мне понравился режим Беззвучной съёмки, поскольку в нём затвор не задействован на протяжении всей съёмки, что не только уменьшает механический износ механизма затвора, но и позволяет камере работать абсолютно беззвучно. Поскольку при съёмке таймлапс-роликов быстрое перемещение объекта, как правило, не создаёт проблем, вам нет нужды беспокоиться о проблемах, связанных с искажениями/изгибом объекта съёмки из-за использования электронного затвора. Режим Беззвучной съёмки был включен по умолчанию для всех таймлапс-роликов, отснятых мной при помощи D850. Ниже вы можете увидеть 4К таймлапс-ролик, снятый на Nikon D850:
Я хотел бы отметить один важный момент: при съёмке таймлапс-роликов на D850 у меня возникли сложности в части баланса белого при переходе от дневного освещения к ночному, что в итоге привело к созданию роликов неоднозначного качества. Для видео, которое вы можете посмотреть выше, я активировал функцию сглаживания экспозиции, а настройки баланса белого были пользовательскими (5560K). Даже несмотря на пользовательские настройки, камера по какой-то причине продолжает прибегать к автоматическому балансу белого, что приводит к получению некачественного видео. Не могу с уверенностью сказать, чем вызвано такое поведение новой зеркалки, но это похоже на ошибку, на которую Nikon следует обратить внимание. На видео можно заметить явно выраженное мерцание, скорее всего, также связанное с проблемой баланса белого, а не с различиями в экспозиции кадров. Списать мерцание на различия в размерах отверстия диафрагмы нельзя, так как я использовал объектив Nikon 70-300mm AF-P, оснащённый электронной диафрагмой.
Если вы хотите создавать профессиональные таймлапс-ролики, то я рекомендовал бы снимать RAW-изображения с помощью интервалометра, чтобы иметь возможность, при необходимости, исправить огрехи автоматического баланса белого.
Что касается записи таймлапс в 8K, то вы не сможете получить её прямо из камеры – вам необходимо будет сначала снимать в RAW, а затем использовать стороннее программное обеспечение для создания таймлапс-роликов в 8K.
Производительность автофокуса Nikon D850
Многих фотографов может заинтересовать насколько хорош автофокус Nikon D850 в сравнении с другими камерами Nikon. При рассмотрении этого вопроса предлагаю затронуть четыре аспекта: производительность автофокуса в условиях низкой освещённости, надёжность системы автофокусировки, производительность в режиме отслеживания объектов, производительность автофокуса в режиме Live View.
Автофокусировка Nikon D850 в условиях низкой освещённости
D850, без сомнения – одна из лучших камер на современном рынке, в плане производительности в условиях слабой освещённости. Чувствительность до -4 EV позволяет камере фокусироваться практически в полной темноте, что для Nikon D810 было за гранью её возможностей. Для фотографов, снимающих в условиях недостаточного освещения (например, свадебных фотографов и фотографов-портретистов), это весомый аргумент. Я протестировал Nikon D850 и с фиксами и с зум-объективами, и могу с уверенностью сказать, что производительность его автофокуса в условиях низкой освещённости лучше, чем у любой другой зеркалки Nikon, прошедшей через мои руки, за исключением, разве что, других зеркалок класса high-end – Nikon D500 и D5, имеющих аналогичную чувствительность центральной точки автофокусировки. Фактически, производительность новинки Nikon в условиях недостаточной освещённости, сложно превзойти даже именитым конкурентам. Так, при сравнении D850 с Canon 5D Mark IV (на обе камеры были установлены объективы 24-70 мм f/2.8) ночью, D850, используя фазовый автофокус, смог превзойти зеркалку от Canon. Камерой, которой удалось составить настоящую конкуренцию Nikon D850, оказалась Sony A9 — она удивительно хорошо работала в условиях низкой освещённости и фокусировалась так же хорошо, как и D850, а иногда и лучше, что было довольно неожиданно, учитывая, что беззеркалки в части автофокусировки, исторически, во многом уступали зеркальным камерам.
NIKON D850 + 85 мм f/1,4 @85 мм, ISO 200, 1/320, f/1,8. © Nasim Mansurov / photographylife.com
Nikon D850: надёжность автофокуса
Вряд ли найдётся пользователь, которого Nikon D850 сможет разочаровать превосходной надёжностью своего автофокуса. Сочетание Multi-CAM 20K AF, 181 000-пиксельного RGB-сенсора и быстрого процессора EXPEED 5, безусловно, помогают обеспечить превосходную точность автофокусировки независимо от используемого режима автофокуса. Я протестировал Nikon D850 с различными объективами, в том числе сторонних производителей (Sigma и Tamron), и не обнаружил серьёзных проблем с точностью автофокуса ни с одним из испытуемых объективов. Очевидно, что большая часть точности системы фокусировки заключается в том, что на D850 вы имеете возможность откалибровать каждый объектив, который собираетесь использовать. Все из протестированных объективов Nikon, Tamron и Sigma, продемонстрировали отличную точность автофокуса. Насколько мне известно, кое-какие проблемы могут возникать с объективами Zeiss, но более точные выводы можно будет сделать позднее, после тестирования Zeiss-евских фиксов.
Автофокусировка: непрерывное отслеживание объектов
Наши предварительные тесты показывают, что в плане непрерывного отслеживания объектов, автофокус Nikon D850 превосходит такие камеры, как Nikon D810 и D750, независимо от того, какой режим автофокусировки вы выберите. Я не заметил сколь-либо существенной разницы между непрерывным отслеживанием у D850 и Nikon D500, однако, для достоверных выводов необходимо собрать еще немного больше информации. Как только она у нас появится, мы обновим этот раздел обзора.
Автофокусировка: производительность контрастного автофокуса и автофокуса в Live View
Из-за того, что у Nikon D850 нет фазовой системы автофокусировки, размещённой непосредственно на сенсоре, как у некоторых зеркалок Canon, а контрастный автофокус работает не слишком расторопно, то в режиме Live View новинка Nikon фокусируется весьма медленно. По этой причине фокусировка в Live View на D850 разочаровывает, независимо от того, используете вы для выбора точки фокусировки ЖК-дисплей или же кнопки. Заметнее всего это при съёмке в условиях низкой освещённости – автофокус постоянно рыскает, а иногда попросту не может сфокусироваться даже на достаточно контрастном объекте. Очевидно, что в этой области Nikon существенно отстаёт от своих конкурентов. Даже если компания всё ещё не может интегрировать фазовый автофокус в сенсор камеры, ей следует значительно увеличить скорость контрастного автофокуса, и, хотелось бы надеяться, что не за счёт точности автофокусировки…
Скорость непрерывной серийной съёмки и ёмкость буфера Nikon D850
Как уже упоминалось выше, Nikon D850 способен выдавать скорострельность в 7 кадров в секунду, а в паре с батарейным блоком MB-D18 и батареей D5 так и все 9 кадров в секунду. Для камеры, снимающей 45,7-мегапиксельные изображения, это очень высокая скорость! Конечно, большинству фотографов увеличение и без того высокой скорости съёмки будет без надобности, но любители поснимать спортивные мероприятия или дикую природу, для получения дополнительных 2 кадров в секунду вполне могут решиться инвестировать в батарейный блок и аккумулятор большей ёмкости. Для таких жанров фотографии скорость непрерывной серийной съёмки имеет высокое значение.
Но для успешной съёмки динамичных сцен важна не только скорострельность камеры, но и объём её буфера. Может ли Nikon D850, с этой точки зрения, быть пригодным для спортивной фотографии и фотосъёмки дикой природы? Давайте взглянем на таблицу ниже и сравним возможности новинки Nikon с её предшественниками:
Модель камеры | Формат изображения | Размер FX-изображения, МБ | Размер DX-изображения, МБ | Ёмкость буфера (FX) | Ёмкость буфера (DX) |
Nikon D850 | NEF (RAW), Lossless compressed, 12-bit | 41.5 | 19.4 | 170 | 200 |
Nikon D810 | NEF (RAW), Lossless compressed, 12-bit | 31.9 | 14.6 | 47 | 100 |
Nikon D800 / D800E | NEF (RAW), Lossless compressed, 12-bit | 32.4 | 14.9 | 21 | 38 |
Nikon D850 | NEF (RAW), Lossless compressed, 14-bit | 51.5 | 23.9 | 51 | 200 |
Nikon D810 | NEF (RAW), Lossless compressed, 14-bit | 40.7 | 18.3 | 28 | 97 |
Nikon D800 / D800E | NEF (RAW), Lossless compressed, 14-bit | 41.3 | 18.6 | 17 | 29 |
Nikon D850 | NEF (RAW), Compressed, 12-bit | 34.2 | 15.9 | 200 | 200 |
Nikon D810 | NEF (RAW), Compressed, 12-bit | 29.2 | 13.3 | 58 | 100 |
Nikon D800 / D800E | NEF (RAW), Compressed, 12-bit | 29.0 | 13.2 | 25 | 54 |
Nikon D850 | NEF (RAW), Compressed, 14-bit | 43.8 | 19.8 | 74 | 200 |
Nikon D810 | NEF (RAW), Compressed, 14-bit | 36.3 | 16.4 | 35 | 100 |
Nikon D800 / D800E | NEF (RAW), Compressed, 14-bit | 35.9 | 16.2 | 20 | 41 |
Nikon D850 | NEF (RAW), Uncompressed, 12-bit | 70.3 | 30.8 | 55 | 200 |
Nikon D810 | NEF (RAW), Uncompressed, 12-bit | 55.9 | 24.4 | 34 | 78 |
Nikon D800 / D800E | NEF (RAW), Uncompressed, 12-bit | 57.0 | 25.0 | 18 | 30 |
Nikon D850 | NEF (RAW), Uncompressed, 14-bit | 92.0 | 40.2 | 29 | 200 |
Nikon D810 | NEF (RAW), Uncompressed, 14-bit | 73.2 | 31.8 | 23 | 46 |
Nikon D800 / D800E | NEF (RAW), Uncompressed, 14-bit | 74.4 | 32.5 | 16 | 25 |
Nikon D850 | JPEG Fine (Large) | 22.0 | 10.1 | 200 | 200 |
Nikon D810 | JPEG Fine (Large) | 18.1 | 8.6 | 100 | 100 |
Nikon D800 / D800E | JPEG Fine (Large) | 16.3 | 8.0 | 100 | 100 |
Приведённая выше таблица наглядно демонстрирует, что Nikon в D850 существенно увеличил ёмкость буфера камеры, в сравнении с предыдущими моделями. Nikon D850 может снимать очень длинную непрерывную серию снимков, не снижая скорость съёмки, конечно, при условии использования быстрых XQD-карт памяти, например, таких как Sony 64GB G-Series XQD. В теории это также означает, что чем более быстрые карты вы будете использовать в будущем, тем более продолжительные серии непрерывных кадров вы сможете снимать.
При съёмке динамичных сцен я бы рекомендовал остановить свой выбор на 12 или 14-разрядных RAW-файлах со сжатием без потерь – снимать без сжатия в таких ситуациях нет никакого смысла, так как на выходе вы получаете гигантские файлы, значительно сокращающие размер буфера.
Любителям снимать в DX нужно иметь в виду, что буфер в этом режиме вмещает 200 кадров, поэтому вы можете снимать практически без остановки до тех пор, пока не заполнится карта памяти.
Для обычной съёмки с максимальным потенциалом использования информации, получаемой сенсором камеры, я бы рекомендовал снимать полноразмерные 14-разрядные изображения со сжатием без потерь – в таком режиме буфер камеры должен вместить примерно 51 кадр. При 7 кадрах в секунду это даст вам примерно 7,3 секунды непрерывной съёмки, а при 9 кадрах в секунду – около 5,6 секунд съёмки до того момента, как камера начнёт снижать скорострельность. Для большинства ситуаций этого более чем достаточно. Если же вам потребуется более длительное время фотосъёмки, вам либо снизить качество до 12-разрядного RAW, либо переключиться в режим DX.
Выбор объективов для Nikon D850
Учитывая, что увеличение линейного разрешения D850 по сравнению с предыдущими моделями составляет всего 12%, следует ожидать, что объективы, хорошо зарекомендовавшие себя на 36,3-мегапиксельных сенсорах D810 / D800 / D800E, будут также отлично работать и на новом 45,7-мегапиксельном сенсоре. Итак, если вы владелец D810 / D800 / D800E, и у вас уже есть набор любимых объективов, вы можете эффективно использовать их и на D850. Однако, если вы решите обновиться с более старой камеры, например, с 12-мегапиксельного Nikon D700 или даже 24-мегапиксельного D750, вам обязательно нужно уделить внимание имеющимся у вас объективам, и при необходимости обновить их, если вы хотите получить максимум от сенсора D850.
Итак, хотя Nikon уже опубликовал список рекомендованных для Nikon D850 объективов, я решил немного дополнить его:
- AF-S Fisheye NIKKOR 8-15 мм f/3,5-4,5E ED
- AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
- AF-S NIKKOR 16-35 мм f/4G ED VR
- ПК NIKKOR 19 мм f/4E ED
- AF-S NIKKOR 20 мм f/1.8G ED
- AF-S NIKKOR 24 мм f/1,4G ED
- AF-S NIKKOR 24 мм f/1.8G ED
- PC-E NIKKOR 24mm f/3.5D ED
- AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
- AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
- AF-S NIKKOR 24-120 мм f/4G ED VR
- AF-S NIKKOR 28 мм f/1.4E ED
- AF-S NIKKOR 28 мм f/1.8G
- AF-S NIKKOR 35 мм f/1,4G
- AF-S NIKKOR 35 мм f/1.8G ED
- PC-E Micro NIKKOR 45 мм f/2.8D ED
- AF-S NIKKOR 50 мм f/ 1.8G
- AF-S NIKKOR 58 мм f/1,4G
- AF-S Micro NIKKOR 60 мм f/2.8G ED
- AF-S VR Zoom-Nikkor 70-200 мм f/2.8G IF-ED
- AF-S NIKKOR 70-200 мм f/2.8G ED VR II
- AF-S NIKKOR 70-200 мм f/2.8E FL ED VR
- AF-S NIKKOR 70-200 мм f/4G ED VR
- AF-S NIKKOR 80-400 f/4,5-5,6G ED VR
- AF-S NIKKOR 85 мм f/1,4G
- AF-S NIKKOR 85 мм f/1.8G
- PC-E Micro NIKKOR 85 мм f/2.8D
- AF-S NIKKOR 105 мм f/1,4E ED
- AF-S VR Micro-Nikkor 105 мм f/2.8G IF-ED
- AI AF DC-Nikkor 105 мм f/2D
- AI AF DC-Nikkor 135 мм f/2D
- AF-S NIKKOR 200 мм f/2G ED VR II
- AF-S NIKKOR 200-400 мм f/4G ED VR II
- AF-S NIKKOR 200-500 мм f/5,6E ED VR
- AF-S NIKKOR 300 мм f/2.8G ED VR II
- AF-S NIKKOR 300 мм f/4D IF ED
- AF-S NIKKOR 300 мм f/4E PF ED VR
- AF-S NIKKOR 400 мм f/2.8E FL ED VR
- AF-S NIKKOR 400 мм f/2.8G ED VR
- AF-S NIKKOR 500 мм f/4G ED VR
- AF-S NIKKOR 500 мм f/4E FL ED VR
- AF-S NIKKOR 600 мм f/4G ED VR
- AF-S NIKKOR 600 мм f/4E FL ED VR
- AF-S NIKKOR 800 мм f/5.6E FL ED VR
Естественно, Nikon хочет, чтобы вы считали, что на D850 должны использоваться только высококачественные (и дорогие) объективы Nikkor, но это маркетинговый трюк – я бы рекомендовал протестировать на D850 каждый имеющийся у вас объектив, чтобы увидеть, как он работает в связке с новинкой Nikon, прежде, чем принимать решение избавляться от него или нет. Очевидно, что немаловажно и то, что именно вы снимаете, ведь в то время, как большинство классических мануальных объективов на D850 будут выдавать высокодетализированное изображение, по краям кадра и в углах они могут существенно замыливать его.
Кроме того, не забывайте, что есть множество отличных объективов от сторонних производителей – Sigma, Tamron, Zeiss и другие. В этом обзоре я использовал ряд объективов сторонних производителей, например, Sigma 14mm f/1.8 Art, Tamron 24-70mm f/2.8 VC G2 и Tamron 70-200mm f/2.8 VC G2. И все они показали отличную производительность на Nikon D850. Фактически во многих случаях вы обнаружите, что объективы сторонних производителей работают даже лучше, чем их аналоги от Nikon, поэтому есть смысл опробовать все доступные вам объективы!
Nikon D850: Сенсор изображения
Как уже упоминалось в начале обзора, D850 оснащён первым в мире CMOS-сенсором с технологией BSI собственного производства Nikon. Такие сенсоры более эффективны в захвате света, чем обычные CMOS. Минимизация потери света, и как следствие – улучшение качества изображения, происходит благодаря тому, что фотодиоды располагаются ближе к поверхности сенсора:
Поэтому, несмотря на наличие сенсора с более высоким разрешением, Nikon D850 должен обеспечивать отличное качество изображения, превосходящее качество изображения его предшественника (подробнее об этом будет сказано ниже).
Стоит отметить, что самостоятельная разработка сенсора для новой камеры – верное и своевременное решение Nikon. Многие ожидали, что приёмник D810 получит сенсор от Sony, поскольку на D800 / D800E и D810 / D810A использовались сенсоры Sony, но в этот раз Nikon решил пойти по другому пути, и это радует, поскольку, вероятнее всего, в ближайшее время мы не увидим на рынке разные камеры с одним и тем же сенсором (36-мегапиксельный сенсор производства Sony был использован на Sony A7R, Nikon D800 / D800E / D810 / D810A и Pentax K-1). Кроме того, Sony уже дала понять, что свои лучшие сенсоры она будет использовать только в собственных камерах, поэтому для Nikon пришло время сосредоточиться на собственных разработках или присмотреться к другим производителям сенсоров.
Качество изображения и производительность ISO
Nikon смог довести характеристики производительности сенсора Nikon D850 практически до максимально возможных значений, и всё благодаря усовершенствованиям его конструкции и технологии сенсора. Nikon также удалось сохранить удивительный динамический диапазон даже на значениях ISO 64. Основываясь на том, что я видел до сих пор, можно говорить о том, что различия в динамическом диапазоне D850 и D810 минимальны, а вот различия в количестве шума при высоких ISO весьма существенны.
В целом Nikon D850 среди одноклассников уверенно займёт лидирующие позиции в части производительности сенсора. Тем не менее больше всего D850 удивил не качеством изображения, а реализацией поддержки mRAW и sRAW, о которых поговорим ниже.
Форматы mRAW / sRAW
Впервые sRAW появился на Nikon D810, но, откровенно говоря, он был бесполезным, поскольку давал очень плоские, неглубокие изображения, которые едва можно было бы назвать 11-разрядными.
С релизом D850 Nikon намекнул, что новая камера будет представлять из себя «три в одном», имея в виду возможность пользователями выбирать между тремя различными разрешениями (полноразмерный RAW, RAW среднего размера / mRAW и RAW небольшого размера / sRAW). Однако, увидев реализацию sRAW в D810, я очень скептически относился к этому утверждению и думал, что мы получим ещё одну неудачную реализацию RAW небольших размеров. Однако, отзывы фотографов свидетельствовали о том, что в D850 и D810 sRAW реализованы по-разному, поэтому я решил провести собственные тесты, и проверить, что из себя представляют mRAW и sRAW на D850.
Прежде всего, давайте отметим кое-какие ошибки в официальной информации производителя относительно разрешения. Итак, в спецификации камеры Nikon для каждого из форматов RAW Nikon указывает следующие данные:
- Полноразмерный RAW (RAW Large): 8 256 x 5 504 пикселей (45,4 МП, 100% разрешение);
- RAW среднего размера (mRAW): 6 192 x 4 128 пикселей (25,5 МП, линейное разрешение – 75%, общее разрешение – 56,25%);
- RAW малого размера (sRAW): 4128 x 2752 пикселей (11,3 МП, линейное разрешение – 50%, общее разрешение – 25%).
В действительности же, согласно данным RAW Digger, картина выглядит несколько иначе:
- Полноразмерный RAW (RAW Large): 8 288 x 5 520 пикселей (разрешение 45,7 МП, 100% разрешение);
- RAW среднего размера (mRAW): 7 104 x 4 728 пикселей (33,6 МП, линейное разрешение – 85,7%, общее разрешение –73,4%);
- RAW малого размера (sRAW): 6 216 x 4 136 пикселей (25,7 МП, линейное разрешение – 75%, общее разрешение – 56,2%).
Выходит, что получение mRAW и sRAW Nikon выполняет в два этапа. На первом этапе камера из отснятого полноразмерного RAW-файла (8288х5520) получает изображения с разрешением 7104 x 4728 и 6216 x 4136. На втором этапе программное обеспечение камеры конвертирует полученные на предыдущем этапе RAW-изображения в обозначенные производителем разрешения 6192 x 4128 (mRAW) и 4128 x 2752 (sRAW). Эти данные подтверждаются при просмотре фактического разрешения файлов mRAW и sRAW с помощью вышеупомянутого RawDigger:
Это означает, что Nikon фактически сохраняет информацию о файле mRAW на 33,6 мегапикселя, а не на заявленные 25,5 мегапикселя. Фактическое же разрешение файла sRAW составляет 25,7 мегапикселей. Желание Nikon сохранить разрешение файлов mRAW и sRAW небольшим, приводит к тому, что программное обеспечение камеры вынуждено дважды конвертировать RAW-файлы, доводя их разрешение до 25,5 мегапикселей для mRAW и 11,3 мегапикселей для sRAW.
Вышеописанное также подтверждается фактическим размером RAW-изображений:
- Полноразмерный RAW (RAW Large): 58,2 МБ (100%);
- RAW среднего размера (mRAW): 32,7 МБ (56,2%);
- RAW малого размера (sRAW): 24,8 МБ (42,6%).
Небольшое замечание. Вышеуказанные данные размера файла приведены для полноразмерного 14-разрядного RAW с включённым параметром Сжатие без потерь. Несжатый RAW-файл получается размером около 100 МБ. Однако, независимо от того, выбран ли параметр RAW Сжатие без потерь или Без сжатия, файлы mRAW и sRAW всегда получаются одного и того же размера, что свидетельствует о том, что к этим файлам Nikon всегда применяет сжатие – и это вполне ожидаемо, так как то же самое мы уже видели на D810. Если же вам интересно, какой разрядности у Nikon получаются сжатые RAW-изображения, то имейте в виду, что они всегда будут 12-разрядными.
Также обратите внимание на размеры сжатых RAW-файлов по отношению к полноразмерному RAW – они всё ещё слишком велики. В то время как файлы mRAW очень близки к размеру RAW-файла соответствующего разрешения – это всего лишь совпадение, и если бы не дополнительное 12-разрядное сжатие, их размер составлял бы примерно 73,4% от полноразмерного RAW. Что же касается sRAW, то тут ситуация несколько хуже. С технической точки зрения, если бы Nikon реализовал правильное сжатие, то файл sRAW должен был бы занимать 25% от размера обычного RAW-файла. Мы же имеем файл размером в 42,6% от полноразмерного RAW, потому что sRAW фактически содержит больше пикселей, чем необходимо, и даже 12-разрядное сжатие не способно загнать его размер в необходимые рамки.
Так почему же Nikon решил использовать двухэтапное преобразование, вместо того, чтобы просто хранить в камере файлы размером 33,6 и 25,7 мегапикселей? Я предполагаю, что причина тому – не слишком хорошее качество получаемых изображений, поскольку для сжатия Nikon попросту пропускает пиксели. Взгляните на 100% кроп полноразмерного RAW, mRAW и sRAW, (преобразованных в TIFF через RawDigger, а затем кадрированных в Photoshop):

100% кроп полноразмерного RAW Nikon D850

100% кроп mRAW Nikon D850

100% кроп sRAW Nikon D850
Как видите, изображения mRAW и sRAW в сравнении с полноразмерным RAW менее детализированы! Кроме того, если Nikon откажется от второго этапа преобразования, файлы mRAW и sRAW будут содержать такое же количество шума, как и полноразмерный RAW при съёмке на высоком уровне ISO, что ещё значительнее снизит привлекательность mRAW и sRAW.
Ещё один важный момент, который следует иметь в виду, заключается в том, что при создании файлов mRAW и sRAW существенно потребляются ресурсы производительности камеры. Подтверждение тому – уменьшение объёма буфера камеры, который можно обнаружить при сравнении буфера для каждого из трёх форматов:
Формат файла | Размер файла, МБ | Кол-во кадров | Объём буфера, кадр. |
12-разрядный полноразмерный RAW, сжатие без потерь | 41,5 | 763 | 170 |
12-разрядный mRAW, сжатие без потерь | 30,0 | 1 000 | 94 |
12-разрядный sRAW, сжатие без потерь | 21,9 | 1 400 | 56 |
Очевидно, что это не очень хорошо – съёмка в mRAW сокращает размер буфера наполовину, а в sRAW – почти на три четверти. Это весьма ощутимый минус! Сделаю оговорку, что вышеуказанные данные справедливы только в случае использования самых быстрых XQD-карт, потому что при использовании более медленной карты памяти UHS-II SD, полученные значения отличались от приведённых. Так, при съёмке полноразмерного 12-разрядного RAW со сжатием без потерь, до заполнения буфера удалось отснять 51 изображение. Переключение на mRAW позволило отснять 67 изображений до момента заполнения буфера, а на sRAW – 65 изображений. Поэтому, если вы используете не XQD-карту, а более медленную, то можете ожидать, что mRAW и sRAW могут немного увеличить размер буфера камеры. Это показывает важность использования быстрых носителей – если вы хотите, чтобы Nikon D850 раскрылся во всей красе, вам следует использовать самые быстрые XQD-карты.
Несмотря на это, остаётся открытым вопрос: почему Nikon решил использовать двухэтапную процедуру преобразования sRAW вместо той, что применялась на D810? В следующем разделе мы попробуем ответить на этот вопрос.
Продолжение следует. Следите за обновлениями.
Автор и фото: Насим Мансуров / photographylife.com
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
С D810 его уже сравнивали все кому не лень. Сравните с D750!
Судя по лабораторным графикам, например, у 750 на ISO >32k ситуация чуть лучше, чем у 850.
Печаль насчёт сжатия. Думаю и ДД страдает при mRAW, походу придётся брать d500 или d810…45мп уж слишком много)
Ребята, так когда будет продолжение столь интересного обзора?