572      0
 

7 заблуждений о камерах, поддерживаемых производителями

Нет, нет и ещё раз, нет – ни одна камера, не может снимать полностью самостоятельно. Во многих ситуациях автоматика просто не справляется со сложными сценами, а самое главное – камера самостоятельно не может принять решение, как сделать адекватную фотографию.


Какие самые большие заблуждения поджидают начинающих фотографов? Помимо прочих, и те, что порождены производителями камер. Конечно, разработчики изо всех сил пытаются угодить новичкам и помочь им, но часто это желание превращается в медвежью услугу, порождающую путаницу, разочарование и неудачные фотографии…

Вот несколько из главных (по моему мнению) «преступлений» компаний-производителей фототехники в отношении новичков в фотографии.

Заблуждение № 1: Полная автоматика работает

Не работает.

Если бы мне нужно было назвать одно из самых опасных заблуждений в современной фотографии, то я бы назвал именно то, что было вынесено в заголовок этого пункта: утверждение, что камера может снимать самостоятельно, и что для того, чтобы делать хорошие фотографии, её просто достаточно достать из коробки.

Нет, нет и ещё раз, нет – ни одна камера, не может снимать полностью самостоятельно. Во многих ситуациях автоматика просто не справляется со сложными сценами, а самое главное – камера самостоятельно не может принять решение, как сделать адекватную фотографию.

Фотография льва

Фотография не может быть создана одним лишь нажатием на кнопку спуска затвора – ни один автоматический режим не может заменить знание основ освещения, композиции и, по крайней мере, основных настроек камеры. Фото: Everett225 / Depositphotos.com

 

Конечно, в некоторых ситуациях автоматика справляется очень хорошо (например, такая сцена: луг заполнен приятным вечерним светом), но всегда будет оставаться довольно обширная группа ситуаций, когда камера самостоятельно не может справиться с оценкой и обработкой сцены (например, фотография сцены, где по тому же самому лугу в пасмурную погоду будет носиться собака, в 99% процентах будет размыта).

В чём проблема? Просто в том, что камера никогда не знает, что происходит перед объективом, и не может самостоятельно адекватно решить, какие настройки выбрать. Две фотографии: на одной из которых ребёнок сидит в неярко освещённом помещении, а на другой — активно двигается по тому же помещению, требуют совершенно разных настроек, которые камера самостоятельно выбрать не сможет. Так что полагаться на полную автоматику, как минимум, наивно.

Для более опытных фотографов вышесказанное звучит банально, поэтому я приношу свои извинения. Но для меня даже после долгих лет увлечения фотографией, банальности в этом заблуждении нет — напротив, слепая вера в виртуозность камеры — один из самых существенных тормозов развития фотографии в целом.

Это, кстати, касается и мобильных телефонов: попытайтесь сфотографировать что-то в движении в условиях освещения, отличных от идеальных — велика доля вероятности, что фотография получится смазанной, нечёткой — а причина всё та же: камера самостоятельно не может подобрать оптимальные настройки. Поэтому иногда вам нужно настроить, как минимум, чувствительность ISO на своём мобильном телефоне, потому что даже пафосный iPhone не всегда может сделать это самостоятельно.

Читайте также:  Обзор iPhone X — революция, эволюция или посредственность?

Что это значит? Всё просто: хорошую фотографию действительно невозможно сделать без базовых знаний о фотосъёмке и о том, как работает камера. Камера более глупа, чем кажется, не стоит ассоциировать себя с ней и полностью полагаться на автоматику. Без самостоятельной настройки некоторых параметров (почти) всегда не обойтись.

Заблуждение № 2: Инструкция поможет вам разобраться с камерой

Не поможет!

Тот, кто хоть раз пытался прочитать руководство пользователя или инструкцию к камере, прекрасно понимает, о чём я говорю: инструкции, как правило — это самые главные преступления производителей против начинающих фотографов. Мануалы одних производителей лучше, других — хуже, но все они ужасны. Всегда.

Как для человека, знакомого ни с одним фотоаппаратом, руководство пользователя — источник постоянной беспомощной ярости. Я, конечно, понимаю, что производители максимально автоматизируют свои камеры, но я всё же остаюсь в недоумении, почему руководства к ним так ужасны.

Если вы ни разу не читали мануала к своей камере, то вы, конечно, не знаете, что он не имеет никакого отношения к тому, как разобраться, в каких случаях фотография получается хорошей, а в каких — плохой. Изучение инструкции к камере в надежде узнать, как ею управлять, так же наивно, как и попытка обучению вождения автомобиля посредством чтения инструкции к нему.

Самый главный минус и раздражающий фактор инструкции к любой камере — отсутствие хоть какой-либо иерархии — пользователь (особенно новичок) не имеет возможности понять, какая информация является важной, а какая посредственной… Десять строк мелким шрифтом будут посвящены компенсации экспозиции, без которой абсолютно невозможно фотографировать; при этом где-то рядом будет располагаться десять абзацев крупным шрифтом с описанием настройки автоматического перехода на летнее время, которой никто никогда не пользуется.

Разумеется, я не говорю о бесполезности инструкции, напротив, она необходима: если вы точно знаете, что ищете, тогда имеет смысл в неё заглянуть. Это точно так же, как в случае с автомобилем — если у вас не горят задние габариты, вы открываете раздел мануала автомобиля, посвящённый осветительным приборам.

Но что, мы видим в инструкциях к камерам? Всего несколько вводных глав, содержащих настройки действительно важных для фотосъёмки и всё…

Заблуждение № 3: Хорошая камера — залог хороших фотографий

Не совсем так.

Эта очень опасное заблуждение, оказывающее наиболее разрушительное воздействие на умы начинающих фотографов. Оно заставляет их думать так: «Если мне нужны хорошие фотографии, я должен купить хорошую камеру».

Очень быстро новички узнают, что этого недостаточно, и идея постепенно превращается в манию: «Если мне нужны по-настоящему качественные снимки, мне нужно купить топовую камеру с максимальным количеством функций и освоить их».

Фотокамеры

Начинающие фотографы любят экспериментировать в поисках возможности получить хорошие фотографии… Но камера, как правило, имеет гораздо меньшее значение, чем может показаться. Иллюстрация: Milindula / Depositphotos.com

Но это не так. Конечно, камера важна. Важен и её уровень. Естественно, немаловажно понять и освоить основные функции камеры, уметь её настраивать и использовать элементы управления. Всё это верно, да!

Но: камера плюс умение работать с нею — это лишь одно относительно небольшое условие для получения хорошей фотографии. Мы должны иметь возможность пользоваться этим, но этого недостаточно.

Разные люди назвали бы различные составляющие хорошей фотографии, но я бы остановился на трёх: во-первых, это понимание света как ключевого элемента фотографии, без которого ничего нельзя сделать — я бы сказал, что свет обеспечивает  40% вероятности на успех.

Читайте также: 10 советов, как научится видеть свет

 

Ещё 20% приходятся на камеру и навык владения ею. Оставшиеся 40% — это самый сложный элемент: композиция, то есть знание древних (и во многих отношениях неизменных) принципов организации различных элементов изображения…

Другими словами, качество камеры и умение её использовать, действительно важны, но не стоит излишне преувеличивать их значение.

Заблуждение № 3: Творческие режимы камеры могут делать что-то особенное

Не могут.

Факт, что полностью автоматические режимы съёмки камер бесполезны, известен даже начинающим фотолюбителям. Однако более опытные фотографы знают и ещё одну истину: так называемые творческие режимы во многих случаях также абсолютно бессмысленны и даже вредны.

Творческие режимы, например, такие, как Спорт, Пляж, Снег, Ночная съёмка и т.д. — это именно то, что маркетологи часто представляют, как волшебные инструменты и функции, способные чудесным образом отлично снимать сцены, именем которых они названы. Мало того, что они вводят пользователей в заблуждение, так ещё и заставляют поверить, что эти режимы способны дополнить возможности камеры и делают что-то особенное.

На самом деле творческие режимы используют всё те же ключевые настройки, что доступны пользователю (ISO, выдержка, диафрагма) плюс, например, выбор определённого режима фокусировки…

Читайте также: Режимы фокусировки камеры

И опять проблема в том, что параметры, выбранные камерой автоматически, часто не справляются со стоящей задачей. Поэтому нужно признать, что творческие режимы, чаще всего не так плохи, как полностью автоматический — ведь выбрав один из таких режимов, мы по крайней мере хотя бы примерно даём понять камере, в каких пределах ей необходимо регулировать настройки: например, в спортивном режиме камера будет выбирать короткую выдержку, а в портретном — наиболее широкую диафрагму (для небольшой глубины резкости).

В целом это неплохо, не так ли? В принципе, да, и в хорошем свете результаты будут очень даже приличными — но и в этой ситуации камера попытается перестраховаться, чтобы получить хороший результат наверняка.

Такая «перестраховка» обычно означает выбор более высокого значения ISO… В спортивном же режиме, например, для получения более качественного снимка с меньшим количеством шума достаточно уменьшить выдержку, а не задирать ISO.

Итак, одним словом, в неидеальных и сложных условиях освещения творческие режимы (почти всегда) дают фотографии худшего качества, чем в ручном.

Поэтому, как всегда, лучше иметь полный контроль и понимание того, что делает камера. Плюс, хорошо бы не забывать о том, что творческие режимы не творят чудес.

Заблуждение № 5: Более дорогая камера может делать более лучшие фотографии

Необязательно.

Многие новички, купившую первую камеру говорят примерно одно и то же: «Когда я выбирал камеру, ко мне подошёл консультант и сказал, что вместо выбранной мною зеркалки, мне лучше обратить внимание на ту, что подороже, так как у неё больше функций и она удобнее. Поэтому чем лучше камеру я выберу, тем лучше фотографии будут получаться”.

Но это опять же не так: более дорогая камера автоматически не сделает ваши фотографии лучше.

Старинное фотоателье

Конечно, хорошая камера — это хорошая камера… Но более дорогая и крупная зеркалка не обязательно означает лучшее качество фотографий. Фото: Everett225 / Depositphotos.com

Обычные фотографии семейного праздника или путешествия одинаково будут выглядеть и на Nikon D7500 и на более дешёвом Fujifilm X-A10.

Читайте также: Nikon D7500: Обзор, плюсы и минусы, сравнение с конкурентами

Конечно, это очень экстремальное сравнение, поэтому давайте примем его с некоторым допущением. Nikon работает быстрее, надёжнее, оснащён видоискателем и многими другими функциями, которые действительно будут полезны в некоторых ситуациях, что иногда весьма принципиально. Но всё это необязательно гарантирует получение более качественных фотографий даже в нормальных, неэкстремальных ситуациях.

Разделение камер производителями на линейки различного уровня вполне понятно — это стандартный маркетинговый ход, за который их нельзя обвинить. Но в то же время не стоит терять голову и лезть из кожи вон, чтобы купить более дорогую зеркалку. Ну или, по крайней мере, спросите себя, стоит ли переплачивать за те функции, которыми новичок (а часто и более опытный фотолюбитель) никогда не будет пользоваться?

Чем лучше более дорогие камеры? Конечно, же, я не говорю о сравнении топовой камеры с камерой начального уровня, нет. Разговор идёт о более-менее сопоставимых камерах, но находящихся в разных ценовых категориях. Так вот, чем они различаются? Часто в более дорогие камеры производители искусственно добавляют различные функции, не имеющие никакого практического значения. Вот почему я, например, рекомендую вместо линейки Nikon D7xxx обратить внимание на более доступную линейку D5xxx, обеспечивающую практически такое же качество изображения и производительность.

Затрагивая эту тему, я вполне отдаю себе отчёт, что она может вызвать бурное обсуждение, потому что в сети, особенно на фотофорумах, подобные темы часто перерастают в жаркие дебаты. Главный аргумент владельцев более дорогих камер, обычно сводится к тому, что такие камеры более профессиональны, дают большую свободу по настройке камеры и работе с ней. Это, конечно, верно, но совсем не меняет того факта, что повседневные фотографии даже очень амбициозного новичка, отснятые на дорогущую зеркалку, мало будут отличаться от таких же снимков на менее дорогую камеру.

Заблуждение № 6: Зеркалка — самый правильный выбор

Верно, но не всегда.

При выборе первой камеры многие свято верят в это заблуждение, следуя устоявшемуся мнению, что зеркалка — самый лучший выбор, и тот, кто хочет снимать по-настоящему, без зеркалки не обойдётся.

Эта мысль прочно сидит в головах у начинающих фотографов — она ​​так и свозить во фразах, типа: «Как только я куплю зеркалку, я смогу снимать отличные фотографии», «Пока у меня нет зеркалки, я не смогу делать качественные снимки». А это заблуждение, и заблуждение довольно вредное…

Когда меня спрашивают: «какую камеру мне лучше купить для съёмки семьи и путешествий», я отвечаю весьма банально «зеркалка по-прежнему остаётся отличным выбором». За вполне приемлемую цену можно купить действительно отличную, производительную камеру и два-три объектива. В итоге вы получите систему, способную снимать практически всё.

Так что да, зеркалки всё ещё занимают лидирующие позиции.

Но это не означает, что у них нет достойной альтернативы. Сейчас у вас есть выбор: приобрести что-то немного более современное, например, камеру Fuji, сделавшую за три последних года удивительный рывок вперёд, и наступающую на пятки зеркалкам. Либо придержаться устоявшегося мнения и купить зеркалку плюс от 2 до 3 объектива, что будет существенно дороже первого варианта, примерно в два раза…

Камеры

Зеркалки всё ещё удерживают лидирующие позиции, но за кулисами фоторынка идёт жестокая борьба за каждого фотографа. И компактные беззеркальные камеры всё увереннее заявляют о себе. Иллюстрация: Mpaniti / Depositphotos.com

 

Итак, почему создаётся впечатление, что у зеркалок нет достойной альтернативы? Это мнение сложилось отчасти потому, что выбор компактных и производительных камер и объективов по-прежнему очень ограничен. Кроме того, крупнейшие производители фотооборудования — Canon и Nikon — изо всех сил препятствуют развитию своих компактных конкурентов (и пытаются сохранить свой классический бизнес, то есть изготовление и продажу зеркалок).

Сложно сказать, насколько оправдана такая позиция производителей — факт в том, что у Nikon вообще нет качественного компакта, а Canon слишком агрессивно пытается втиснуться в эту нишу рынка (иногда в ущерб качеству камеры). Это неплохо, но в свете того, что и у Nikon и у Canon есть недорогие и качественные зеркалки любительского уровня, не имеет смысла ни в финансовом, ни в практическом смысле.

Интерес пользователей к компактным камерам снижается и из-за развития фотокамер в смартфонах. Телефоны, постоянно находясь в наших карманах, как бы говорят нашему подсознанию: «Не стоит брать с собой большую камеру — для фотосъёмки ребёнка или прогулки в лесу будет достаточно и меня, твоего любимого смартфона»…

Несмотря на это, всё же есть несколько отличных, удобных «профессиональных» компактных камер, спокойно умещающихся в ваш карман, и способных выдавать качество изображения на уровне зеркалок — например, Canon G7 X ii и Sony RX100.

Так что да, империя зеркалок всё ещё существует, но, похоже, это уже империя периода поздней Римской империи, столкнувшейся со вторжением компактных варваров…

Заблуждение № 6: когда полный кадр открывает новые возможности

Да, но…

Любой, кто более-менее увлекается фотографией, знает, что переход на полный кадр означает качественное улучшение фотографии. Но так ли это? Верно ли, что больший размер сенсора означает, что фотографии будут получаться существенно лучше?

Так же, как и в случае со многими вопросами в фотографии ответ не будет однозначным. То есть с равной долей уверенности я могу на него ответить и: «Да, конечно!», и: «Нет, это не так!».

Полный кадр безоговорочно опережает кропнутые сенсоры фрейм чётко и осмысленно только в определённых ситуациях (портреты, фотографии с сильной эмоциональной нагрузкой, которые должны быть подвергнуты существенному редактированию; фотографии, в которых работают с глубиной резкости, высоким разрешением и т.д.).

Полный кадр действительно имеет смысл для тех, кто в полной мере способен использовать все его преимущества (рисование и глубина фотографий при работе с неподвижными объектами, ощущение величественности пространства в пейзаже; скорость, азарт и энергию спортивных состязаний…).

В чём же заключается заблуждение? В идее, которая сидит в головах у многих фотолюбителей, выливающейся во фразы, типа: «когда у меня появятся свободные деньги, и я куплю полнокадровые камеру, тогда мои фотографии станут намного лучше!»

Но они, вероятнее всего, останутся такими же. Повседневные съёмки (семья, праздники, путешествия) в основном хорошо получаются и на недорогую неполнокадровую зеркалки с 50-мм фиксом.

Конечно, мы можем говорить о том, что сравнение качества снимков полнокадровой и неполнокадровой камеры можно делать только с некоторыми допущениями. Нельзя отрицать, что полный кадр в умелых руках переводит фотографию на уровень выше. Но в основной массе в большинстве случаев (фотографии вне помещения при хорошем освещении) разница не будет очевидной, а уж тем более критичной.

Кроме того, всё больше и больше людей (включая и меня) предпочитают не таскать с собой тяжёлые камеры, и в большинстве ситуаций готовы мириться с некоторой потерей качества изображения ради компактности и удобства.

Таким образом, полнокадровая камера — это прежде всего инструмент, которым нужно уметь пользоваться, одно лишь её наличие не преобразит ваши фотографии волшебным образом. Полнокадровая зеркалка — не волшебная палочка, помимо желания к ней необходимо приложить умение и силы.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Добавить комментарий