912      0
 

Обзор Nikon D850. Часть вторая

Теперь метод совмещённого фокуса становится вновь интересен, благодаря тому, что D850 максимально упрощает процесс работы с ним.


До того как я подсел на съёмку в ручном режиме на супертелефотообъектив, я какое-то время увлекался макросъёмкой. Меня забавляет изучение мира, который я не мог увидеть невооружённым взглядом, но технические недостатки макрофотографии всегда меня огорчают. В макрофотографии никогда не было достаточной глубины резкости, и если вы решаете прибегнуть к технике совмещённого фокуса, то вы должны быть готовы к трудоёмкому и утомительному процессу перефокусировки.

Поэтому я был взволнован, узнав, что Nikon включил функцию совмещённого фокуса (которую в меню камеры Nikon неправильно назвал «сменой фокуса») в D850.

Читайте также: Nikon D850: обзор, плюсы и минусы, сравнение с конкурентами

При помощи этой функции вы устанавливаете количество снимков, которое хотели бы отснять, интервал между ними, а также количество смещений фокуса, а всю работу дальше выполняет D850. При этом камера помещает все отснятые изображения в отдельную папку, что удобно при последующем использовании программного обеспечения для «склейки» фотографии со совмещённым фокусом.

Звучит здорово, не так ли? Но как это работает на практике? Давайте посмотрим.

Мотылёк

NIKON D850 + 105 мм f/2,8 @105 мм, ISO 64, 1/8, f/8,0 ©John Sherman

Nikon D850: Функция совмещённого фокуса

Первым объектом для съёмки я выбрал мотылька. Оговорюсь, что он погиб естественной смертью. Я заявляю об этом, потому что среди некоторых любителей макрофотографии есть презренная тенденция умерщвлять насекомых только для того, чтобы сфотографировать их. Я абсолютный противник этой практики, а для замедления насекомых, которых собираюсь снимать, помещаю их на какое-то время в холодильник (однако, и в этом случае нужно быть осторожнее, чтобы животное не погибло). Поэтому лучший вариант — найти свой объект съёмки ранним, холодным утром, когда насекомые и жуки малоподвижны. Ну или найти жука, погибшего естественной смертью.

Но я отвлёкся. Мотылёк, конечно, выглядел немного потрёпанным жизнью, но зато он был готов остаться на столе столько, сколько было необходимо. Я вручную сфокусировался на ближайшей к камере части мотылька. В моём распоряжении был объектив Nikon 105 мм f/2.8G VR, установленный на f/11, я решил сделать 50 кадров со сдвигом, установленным на 2 (по шкале от 1 до 10, при этом 10 — максимальное значение сдвига). Интервал между снимками 0 секунд. Съёмка велась в RAW плюс JPEG высокого качества (для «сшивания» фотографий, приведённых в этом обзоре, я использовал JPEG). Мне было лень устанавливать штатив, поэтому я просто разместил D850 на нескольких книгах, выключил режим подавления вибраций, и навёл объектив на мотылька. Поскольку съёмка велась в ручном режиме с постоянным источником света, сглаживание экспозиции я также отключил. Настройки при помощи сенсорного экрана делаются гораздо быстрее, чем с использованием кнопок на предыдущих моделях. Я нажал кнопку спуска затвора, и спустя три секунды D850 начал снимать (эта задержка служит для того, чтобы до начала съёмки угасли любые вибрации камеры, она является значением по умолчанию, которое вы не можете изменить). Через несколько секунд папка с отснятыми кадрами была в моём распоряжении. Затем я попробовал «сшить» снимки в Zerene Stacker и в Helicon Focus. Вуаля. В обоих случаях результаты получились отличными.

Златоглазка

Затем я нашёл живую, но вялую златоглазку. В личиночной стадии это насекомое известно, как ненасытный убийца тли и пожиратель клещей, а вот взрослые особи питаются нектаром цветов. Как и в первом случае, настройка была быстрой, а результаты получились хорошими.

Для съёмки златоглазки я решил сделать серию из 100 кадров, но, как оказалось, мне понадобились только первые 33 кадра, которые охватили фокусом всё насекомое. В остальных кадрах камера продолжила фокусироваться на фоне позади златоглазки и запечатлела всю пыль на моём светлом столе. Если бы я знал расстояние фокусировки каждого шага, это бы позволило мне не делать лишние кадры, но Nikon не даёт никакой информации шага фокусировки камеры в этом режиме. Всё, что мне оставалось — полагаться на собственную интуицию.

D850 будет снимать кадры с разными точками фокусировки до тех пор, пока не достигнет количества указанных для съёмки кадров, или же до момента, когда объектив начнёт фокусироваться на бесконечность — в зависимости от того, что наступит раньше. Было бы здорово, если бы была возможность сфокусироваться сначала на ближайшей точке, на которой вы хотите сфокусироваться, а затем — на самой дальней, а камера бы уже снимала серию кадров со смещением фокуса между этими точками. Пока же высока вероятность сделать лишние снимки и потратить время на отбор необходимых.

Златоглазка

NIKON D850 + 105 мм f/2,8 @105 мм, ISO100, 1/8, f/11,0

Вот другая версия из той же серии со златоглазкой, но вместо того, чтобы подчеркнуть тонкую структуру крыльев, я решил держать в фокусе голову, чтобы привлечь больше внимания к «лицу» насекомого и его дружелюбному выражению. Мне нравятся обе версии.

Затем я решил попробовать поснимать цветы и посмотреть, как D850 работает с объективами сторонних производителей. Эти луковички были отсняты с помощью объектива Tamron 150-600mm при минимальном расстоянии фокусировки около 2 метров.

Соцветия лука

Лёгкий бриз немного колыхал соцветия, но алгоритмы функции совмещённого фокуса хорошо справились со своей задачей, объединив отдельные кадры в достаточно резкое в целом изображение, которое вы видите выше. Во многом, это стало возможным благодаря относительно простому фону. Если бы фон был менее однородным, и я или камера продолжили бы фокусироваться на точках за соцветиями, тогда могли бы возникнуть проблемы с ореолом из-за движения объекта съёмки. Конечно, и на полученной фотографии есть незначительные ореолы вокруг краев, но от них можно легко избавиться просто вытянув вниз области теней на кривой тона.

У меня не возникло никаких проблем с работой связки D850-Tamron 150-600mm. Опять же, о необходимых настройках мне пришлось догадываться. Я остановился на 10 кадрах с 10 широкими шагами и диафрагмой f/10, и мне повезло.

Совмещённый фокус отлично подходит не только для макросъёмки, но и для пейзажной фотографии. Этот метод позволяет получить резкое изображение от переднего плана до бесконечности, например, как на фотографии ниже:

Шишки в лесу

NIKON D850 + 20 мм f/1,8 @20 мм, ISO 100, 4/10, f/8,0 ©John Sherman

В настройках я задал серию из 30 снимков, но после 17 кадров камера достигла бесконечности и по умолчанию прекратила съёмку. Я снимал на диафрагме f/8. Такое значение было результатом того, что я не мог использовать гиперфокальную фокусировку на 20 мм. Возможно, вы можете заметить это на фотографии — самые близкие и удалённые объекты получились более мягкими, хотя разрешение снимков, размещаемых в интернете, может и не позволить заметить эту нерезкость.

шишки

NIKON D850 + 20 мм f/1,8 @20 мм, ISO 400, 8/10, f/16,0 ©John Sherman

Функция совмещённого фокуса Nikon D850: Головоломка

Один из способов прояснить некоторые из догадок — сделать снимки шкалы линейки в разных условиях с разными объективами и взглянуть на результаты. Монотонная работа, но кто-то же должен её сделать, так ведь?

Одиночный снимок:

линейка

NIKON D850 + 105 мм f/2,8 @105 мм, ISO 1000, 1/4, f/11,0 ©John Sherman

А теперь снимок со совмещённым фокусом:

NIKON D850 + 105 мм f/2,8 @105 мм, ISO 1000, 1/4, f/11,0 ©John Sherman

Итак, при серии в 10 кадров, масштабе съёмки 1:1, 105-миллиметровом макрообъективе, установленном на f/5.6, камера за 1 кадр фокусируется на 0,9 мм. Учитывая полезную глубину поля резкости 105-мм объектива, составляющую при f/ 5.6 и масштабе 1:1 от 1/4 до 1/3 мм, мне, для того, чтобы получить большую глубину резкости, очевидно, необходимо уменьшить на стоп либо фокусное расстояние, либо диафрагму. По крайней мере, я так думал. Но когда я прикрыл диафрагму до f/16, D850 вместо того, чтобы делать между кадрами шаг в 0,9 мм начал делать шаг примерно в 3 мм. Это свидетельствует о том, что глубина шага не фиксирована, а привязана к значению диафрагмы.

Zerene Stacker или Helicon Focus

Итак, как уже говорилось выше, D850 только снимает последовательную серию кадров — камера не «сшивает» их в финальное изображение с совмещённым фокусом. Так что для объединения фотографий вам придётся обратиться к стороннему программному обеспечению. Для этого вы можете воспользоваться Фотошопом, но большинство серьёзных любителей совмещённого фокуса предпочитают использовать Zerene Stacker либо Helicon Focus.

У меня давно есть Zerene Stacker, но из-за сложности процесса объединения фотографий, я не использую её уже на протяжении нескольких лет. Поэтому мне потребовалось некоторое время для того, чтобы вспомнить, как работать с этим редактором. Zerene Stacker работает только с jpeg и tiff, а вот с RAW-ми он не дружит. Поэтому раньше мой рабочий процесс по объединению фотографий заключался в том, чтобы импортировать серию RAW-файлов в Lightroom, сходить за пивом, пока они импортируются, затем обработать их по своему вкусу и экспортировать в jpeg. И только после этого я сбрасывал jpeg-и в Zerene Stacker и позволял программе выполнить работу по объединению снимков. Чего скрывать, Zerene Stacker не отличается скоростью — на объединение серии из 100 снимков мне потребовалось примерно 12 минут. Zerene Stacker предлагает пользователю два алгоритма: DMAX и PMAX, из которых PMAX — лучший выбор для объектов с большим количеством мелких волосков, например, различных «волосатых» гусениц. DMAX же лучше справляется с гладкими объектами.

Zerene Stacker

Интерфейс Zerene Stacker

Как видите, интерфейс программы весьма аскетичен, и все манипуляции вам придётся выполнять через меню. Вначале это не очень удобно, но к такой особенности работы очень быстро привыкаешь. В конце концов, результат, который выдаёт Zerene Stacker, того стоит.

В день, когда я получил D850, я скачал 30-дневную пробную версию Helicon Focus. Я никогда не работал с этой программой, но посмотрев короткий ознакомительный ролик, я достаточно быстро разобрался с ней. Интерфейс Helicon Focus намного дружелюбнее, чем Zerene Stacker (который, похоже, не претерпел изменений со времён плейстоцена), и всё, что вам нужно сделать — это сбросить файлы на экран, выбрать желаемый алгоритм, и нажать кнопку Render.

Helicon Focus

Интерфейс Helicon Focus

Helicon Focus предлагает три алгоритма. Сначала я попробовал «склеить» снимки мотылька при помощи алгоритма B, и результаты получились не очень хорошими (алгоритм B оказался эквивалентом алгоритма DMAX в Zerene).

Мотылек

Обратите внимание на размытое пятно в ближнем изгибе усика.  NIKON D850 + 105 мм f/2,8 @105 мм, ISO 100, 1/6, f/11,0 ©John Sherman      

Я повторил попытку с алгоритмом C, и результаты получились намного лучше (сравнимо с результатами PMAX в Zerene).

Helicon Focus намного быстрее и удобнее, чем Zerene Stacker. Кроме того, он может работать с RAW-файлами и экспортировать результат в DNG, который позже можно использовать в Lightroom для недеструктивного редактирования. Helicon Focus также интегрируется с Lightroom, поэтому вы можете выбрать группу фотографий из Lightroom, кликнуть левой кнопкой мыши и экспортировать её прямо в Helicon Focus!

Если вы выберете правильный алгоритм, результаты Helicon Focus будут хороши, но мне кажется, что изображения в Zerene Stacker получаются всё же немного резче. Конечно, разница будет заметна только при 100% увеличении.

Helicon Focus также даёт возможность проверять каждый второй или третий кадр в серии для ускорения работы, если достигнутый результат уже даёт необходимую глубину резкости.

У Zerene Stacker и Helicon Focus есть режимы ретуширования, в которых вы можете исправить различные дефекты изображения, клонировав нужные детали из одного выбранного кадра из серии. Это очень полезно, но выходит за рамки темы этой статьи.

Несколько советов

Планируя снимать с использованием функции совмещённого фокуса, убедитесь, что у вас достаточно карт памяти — D850 заполняет их очень быстро. То же самое касается и батарей. Съёмка большого количества кадров и постоянная перефокусировка съедает ресурс батарей буквально на глазах. На полностью заряженной батарее EN-EL15a, пришедшей в комплекте с D850, мне удалось отснять около 1500 кадров. То есть полностью заряженной батареи вам хватит примерно на 15 серий по 100 кадров в каждой.

Функция совмещённого фокуса Nikon D850: Выводы

Теперь метод совмещённого фокуса становится вновь интересен, благодаря тому, что D850 максимально упрощает процесс работы с ним. Мне потребовалось меньше 10 минут, чтобы настроить и обработать мою первую серию — и это притом, что я никогда раньше не работал ни с D850 ни с Helicon. Однако для подбора оптимальных настроек приходится поэкспериментировать.

Поле восход

NIKON D850 + 20 мм f/1,8 @20 мм, ISO 64, 1/40, f/11.0 ©John Sherman 

Было бы неплохо, если бы кто-то создал приложение, которое позволяло бы вводить начальную точку, конечную точку и модель объектива, а программа подсчитывала бы количество кадров, необходимых для того, чтобы обеспечить желаемую глубину резкости при заданной диафрагме. Обновление: такое приложение действительно существует — см. Замечательную программу Джорджа Доувоса Focus Stacker.

Автор и фото: Джон Шерман

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Добавить комментарий