168      0
 

Хорошая фотография: что это и как её сделать?

Самый простой вопрос в фотографии и одновременно самый сложный: что же делает хорошую фотографию хорошей?…


Самый простой вопрос в фотографии и одновременно самый сложный: что же делает хорошую фотографию хорошей? Очевидно, что дело не только в освещении, композиции, объекте съёмки и так далее; ответ на этот вопрос кроется куда глубже. Все хорошие фотографии – какими бы разнообразными они ни были – следуют одному принципу: у фотографа рождается идея фотографии, которую он затем старается выразить максимально эффективным (и эффектным) способом.

Как сделать хорошую фотографию: создайте образ

У каждой фотографии должна быть причина, по которой она существует. Это утверждение справедливо и для повседневной фотографии, и для семейного портрета, и для величайших из когда-либо созданных произведений искусства. Если у вас нет причин сделать фотографию, значит, её и не стоит делать. Именно таким должен быть взгляд на фотографию у фотографа.

Чёткое представление того, как должна выглядеть фотография, всегда помогает при съёмке. Вместо слепого следования эмоциям: «Вау, какая классная сцена, нужно её сфотографировать!», лучше сказать себе: «Стоп, этот образ будет эффектнее смотреться на тёмной, мрачной фотографии. Как мне добиться этого?».

Очень полезно создавать в своём воображении образ того, как должна в итоге выглядеть фотография. Попробуйте взглянуть на сцену перед собой, и попытайтесь представить, как именно она выглядела бы на снимке – её плюсы и минусы. Затем, представьте самую эффектную версию этой фотографии, и попытайтесь понять, как её получить.

Создание мысленного образа – достаточно простое занятие. Всё, что вам действительно нужно для этого – понять, какое послание или настроение вы хотели бы запечатлеть на фото. После этого вы можете переходить ко второй части – практическому воплощению идеального образа, сложившегося у вас в голове.

Горы в облаках

NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 200mm, ISO 100, 1/160, f/9.0 ©Спенсер Кокс

Хорошая фотография: Практика – залог успеха

Теория без практики – слова на ветер, поэтому вам необходимо как можно чаще тренировать навыки мысленного построения образа, вдумчиво и осознанно разбирая каждый элемент будущей фотографии. Не нужно просто делать несколько снимков, когда что-то интересное попадается вам на глаза; более того, вы должны стараться снимать все фотографии осмысленно. И начинать следует с одной из самых важных частей фотографии: объекта съёмки.

Выбор подходящего объекта съёмки

На одном из посещённых мной семинаров было задание сфотографировать цветок так, чтобы фотография вызывала чувство гнева. Получившиеся у участников семинара результаты были весьма интересны, а некоторые в определённой степени даже преуспели в достижении поставленной задачи.

Какое впечатление у меня осталось от этого семинара? Цветы – не самый подходящий объект для выражения определённых эмоций. Я уверен,  это не то, что хотел донести до нас преподаватель, однако, урок в любом случае был полезен.

Не все объекты подходят для реализации придуманного вами образа. Например, затруднительно солнечным днём сфотографировать водопад так, чтобы он вызывал чувство ужаса; также непросто сделать весёлую и беззаботную фотографию грозы над извергающимся вулканом.

Дело в том, что вы должны с осторожностью подойти к выбору объекта съёмки. Все объекты на фотографии привносят в неё что-то своё – собственные, уникальные качества, которые могут в большей или меньшей степени подходить к созданному вами образу. Например, многие сцены просто не предназначены для съёмки «чего-то прекрасного», если именно это является вашей целью. Какие-то сцены всегда будут работать лучше, чем другие. Таким образом, выбирайте темы с осторожностью.

Ящерица на ветке

NIKON D800E + 105mm f/2.8 @ 105mm, ISO 100, 1/640, f/3.2 ©Спенсер Кокс

Вкладывайте в фотографии смысл

Осознанно. Целенаправленно. Когда научитесь определять удачные фотографии, эти два понятия могут стать для вас самыми важными.

Не делайте ничего спонтанно. Каждая область фотографии должна иметь веские причины на существование. В фотографии всё должно быть продуманным – и освещение центральной части кадра, и то, как вы комбинируете объекты съёмки.

Читайте также: 10 советов как научиться видеть свет

Вдумчиво оценивайте каждый элемент сцены, и если вы обнаружите, что один из них не вписывается в созданный вами образ, найдите способ избавиться от него. Залог хорошей композиции и успешной пост-обработки любого фотоснимка – максимально возможное исключение из кадра элементов, которые могут навредить вашему изображению. Для этих целей иногда необходимо изменить композицию, ракурс съёмки, сменить точку съёмки или использовать другой объектив. Всегда стремитесь к тому, чтобы в кадре оставалось как можно меньше элементов, отвлекающих зрителя от основного объекта съёмки.

От чего я хотел бы вас предостеречь, так это от чрезмерной пост-обработки фотографий. Конечно, иногда без неё не обойтись. Но, даже если такая степень обработки приемлема для вас, например, с художественной точки зрения, всё же лучше с самого начала работать с качественными фотографиями.

Именно поэтому каждый элемент фотографии должен быть продуманным. Ничего на снимке не должно существовать просто потому что вы сделали фотографию наобум, и не нашли лучший ракурс для съёмки – или, что ещё хуже, потому что вы не акцентировали внимание на объекте съёмки.

Интерьер готической церкви

NIKON D7000 + 24mm f/1.4 @ 24mm, ISO 200, 1/80, f/2.5 ©Спенсер Кокс

Я не говорю, что это всегда легко. Например, недавно я сделал фотографию, которая в целом достаточно хороша, чтобы быть опубликованной, но на ней есть целая уйма неудачных элементов, от которых невозможно избавиться.

Даже если вы не можете оптимизировать каждый отдельный элемент фотографии, есть большая доля вероятности, что существует какой-то способ улучшить фотографию ещё на этапе съёмки. Именно поэтому важно как можно больше узнать о таких вещах, как свет и композиция, так как они имеют колоссальное влияние на результат фотосъёмки.

Высшее мастерство в фотографии – умение создать снимок таким образом, чтобы ваша идея и эмоции плавно, но точно дошли до зрителя.

Буревестник

NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 175mm, ISO 100, 1/250, f/4.0 ©Спенсер Кокс

Найдите своего зрителя

Многие из самых популярных фотографий фотобанков тщательно продуманы и созданы целенаправленно. Но в этом случае цель фотографа – не создание выдающегося произведения искусства, не возможность показать то, что никто прежде не видел, а желание удовлетворить запросы посетителей того или иного сайта.

Если вы, как зритель, начнёте пересматривать стоковые фотографии в поисках шедевра, то, скорее всего, не найдёте его. Но если вместо этого вы ищете фотографию красного степлера на синем фоне, вы придёте в неописуемый восторг, найдя нужное изображение.

Так что, то «хорошая» фотография или же нет, сильно зависит от вашей аудитории. Вы можете снимать самые лучшие пейзажные фотографии, но они не заинтересуют зрителя, если он просто пытается найти фотографию гармошки.

И это характерно не только для стоковых фотографий. Скажем, к примеру, ваша цель – сделать наилучшую фотографию горного пейзажа. В зависимости от вашей аудитории, такая фотография может выглядеть совершенно по-разному. Мне нравятся тёмные, угрюмые и спокойные фотографии. Самые красивые горные пейзажи, по моему мнению, могут быть сняты после захода солнца, когда остаётся очень мало света, и многие детали объектов теряются в тени.

Горная вершина на закате

NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 120mm, ISO 100, 30 seconds, f/16.0 ©Спенсер Кокс

Другие же фотографы и зрители найдут такую фотографию слишком мрачной, или просто недостаточно интересной. И обе точки зрения в равной степени верны.

Чтобы зритель мог найти одну из ваших работ хорошей, ваш взгляд на фотографию должен гармонировать с его взглядом. Чем сильнее совпадают вкусы фотографа со вкусами зрителей, тем сильнее последним понравится результат работы первого, и тем меньше они заметят в нём недостатков.

Конечно, невозможно точно знать, как другие люди будут воспринимать ваши фотографии. В некотором смысле, здесь всё в большей степени зависит от везения. Однако, велика вероятность, что ваши со зрителями вкусы будут схожи, иначе они бы вовсе не заинтересовались вашими фотографиями. Поэтому даже если вы будете снимать с учётом предпочтений вашего «воображаемого зрителя», постоянно держа их в голове, вы всё равно можете делать фото, которые соответствуют вашим собственным предпочтениям. В большинстве случаев этого вполне достаточно, чтобы найти свою аудиторию и быть уверенным в том, что ей нравится ваш стиль.

Вместо заключения

Итак, подведём итог. Хорошая фотография — это фотография, которая:

  • Несёт определённую идею.
  • Способна донести эту идею до зрителя.
  • Гармонирует со вкусом зрителя.

 

Добиться соответствия фотографии всем трём элементам (особенно второму) непросто, но результат стоит усилий. И если вам это удастся, вы получите хорошую фотографию.

Каждый отдельный элемент снимка – освещение, композиция, объект и т. д. – это только инструмент, которые вы используете для достижения вашей цели, или идеи. И неважно, что вы снимаете – пейзажную фотографию или селфи. Хорошая фотография просто достигает своей цели и соответствует вкусам вашего зрителя.

Наполнение каждого снимка смыслом – вот основное условие достижения обозначенного выше результата. Начните с осознанного выбора объекта съёмки, и убедитесь, что у каждой части вашей фотографии есть причины для существования. Хорошее фото редко создаётся случайно. Если вы это осознаёте, то вы уже сделали серьёзный шаг вперёд.

Спенсер Кокс 

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Добавить комментарий

Самое интересное для Вас:
Nikonstore.ru