771      0
 

Как эффективно использовать подсветку в фотографии

В этой статье мы покажем вам, как использовать подсветку для портретов и как с её…


В этой статье мы покажем вам, как использовать подсветку для портретов и как с её помощью создать правильную экспозицию.

Подсветка в фотографии — это ситуация, когда основной источник света находится позади вашего объекта съёмки и направлен в сторону камеры.

Не путайте её с фоновым освещением. Фоновое освещение освещает фон (простите за тавтологию), подсветка же освещает объект съёмки сзади.

Фотосъёмка с подсветкой может быть сложной, особенно если вы привыкли работать с автоматическими режимами камеры — при их выборе очень легко создать неправильную экспозицию в ситуациях, когда за вашим объектом съёмки располагается достаточно сильный источник света.

Девочка прыгающая от радости
Фото: Kevin Landwer-Johan

Почему подсветка — крепкий орешек?

Освещение позади снимаемого вами объекта, обращённого к камере, очень сильно влияет на экспозицию. Если вы недостаточно внимательно будете следить за показаниями экспонометра, и неправильно настроите камеру, ваши объект съёмки будет выглядеть слишком тёмным и недодержанным.

Цветок на солнце
Фото: Kevin Landwer-Johan

Если вы будете снимать в автоматическом режиме, то столкнётесь с необходимостью компенсировать сильный свет, оказывающий  влияние на выбор настроек экспозиции вашей камерой.

В ручном же режиме вам следует подобрать такие параметры экспозиции, при которых ваш объект получится хорошо проэкспонированным и будет выглядеть так, как вы этого хотите.

Возможно, вам захочется, чтобы объект съёмки выглядел затемнённым, создавая эффект силуэта. Если же, наоборот, вам нужно, чтобы был виден только объект съёмки, вам нужно удостовериться, что экспонометр камеры считывает свет, отражённый только от вашего объекта.

Как настроить экспонометр камеры?

Во время наших семинаров, я обнаружил, что у большинства начинающих фотографов экспонометр камеры установлен в режим по умолчанию. Более того, многие из фотолюбителйе вообще не знают о других режимах экспозамера.

Индейская девушка
Фото: Kevin Landwer-Johan

Способ 1: Используйте точечный замер

Для съёмки фотографий с подсветкой, я предпочитаю устанавливать экспонометр своей камеры в Точечный режим замера экспозиции. В этом режиме замер экспозиции производится по очень маленькой области сцены, а не со всей площади кадра.

Скорее всего, данные для замера экспозиции будут считываться с той точки, в которой камера сфокусировалась. Так это или нет зависит от модели фотоаппарата, на который вы снимаете, поэтому обязательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации своей камеры.

Читайте также: «Экспозамер: всё о режимах замера экспозиции»

Если в режиме Точечного экспозамера вы произведёте считывание данных из неправильной области снимаемой сцены, вы можете получить неправильную экспозицию.

Научившись работать с точечным экспозамером, вы сможете делать более точные фотографии с подсветкой. Кроме того, этот режим поможет вам лучше понять. как работает свет в фотографии.

Вы можете использовать точечный экспозамер в ситуациях с любыми условиями освещения, а не только для съёмки с подсветки. Я использую его довольно часто, поэтому запрограммировал одну из функциональных кнопок моей камеры на активацию точечного экспозамера.

Способ 2. Использование ручного режима для определения экспозиции

Кроме того, для определения экспозиции вы можете использовать ЖК-дисплей вашей камеры. Многие камеры при переключении на ручной режим на заднем ЖК-дисплее будут отображать текущую экспозицию в реальном времени.

Уделяя особое внимание свету, отражающемуся от объекта, подсвеченного с тыла, вы можете настроить экспозицию так, чтобы получить желаемый результат. При изменении настроек экспозиции, вы увидите эффект от них на ЖК-дисплее камеры.

Если вы не уверены, использовать ли точечный экспозамер или же настраивать экспозицию вручную, оставьте режим экспозамера, установленный по умолчанию, и сделайте снимок объекта с подсветкой. Затем просмотрите и оцените результат на ЖК-дисплее камеры.

Если он слишком тёмный, используйте компенсацию экспозиции и выберите плюс один или два шага компенсации. Сделайте ещё одну фотографию и снова оцените полученный результат. Продолжайте регулировать компенсацию экспозиции, пока не будете удовлетворены тем, как выглядит ваш объект.

Этот метод требует большего времени и усилий, чем первый, так как вам необходимо будет снимать несколько фотографий, и проверять каждую из них перед последующей настройкой экспозиции.

Используйте отражатель для смягчения контраста

Для портретов я практически всегда использую точечный экспозамер, производя замер экспозиции по лицу модели. Это даёт мне необходимую информацию для создания фотографии с естественным оттенком кожи.

Как правило, в таких съёмках я прибегаю к помощи отражателя, для смягчения контраста и дополнительного освещения лица отражённым светом.

Рисовод
Фото: Kevin Landwer-Johan

Добавление отражённого света на объект съёмки помогает сбалансировать освещение. При съёмке портрета этого рисовода я использовал большой отражатель, чтобы экспозиция на его лице была сопоставима с экспозицией заднего плана.

Фотография ниже была сделана без отражателя, а замер экспозиции производился по заднему фону, поэтому лицо мужчины получилось тёмным.

Рисовод на поле
Фото: Kevin Landwer-Johan

Если бы я замерял экспозицию по лицу мужчины и не использовал бы отражатель, задний фон вышел бы сильно переэкспонированным.

Выбор экспозиции для фона

Иногда вам захочется настроить экспозицию фотографии так, чтобы задний план был хорошо освещён, в то время как передний — недоэкспонирован. В результате вы можете получить силуэт, подобно тому, что видите на фото ниже:

Буддийский храм на фоне неба
Фото: Kevin Landwer-Johan

Замер экспозиции в области фона с использованием точечного режима экспозамера даст вам более точные настройки, чем матричный (оценочный, многозонный) режим замера.

Если в вашей камере выбран режим экспозамера, настроенный на считывание информации со всего кадра, он также будет учитывать и данные с переднего плана, что даст соответствующие параметры экспозиции.

В результате вы можете получить переэкспонированное изображение фона. Конечно, результат будет зависеть и от того, какую площадь кадра занимает снимаемый вами объект.

Тем не менее, если вы решили самостоятельно выставить параметры экспозиции, будьте очень осторожны с источником света. Если в вашем распоряжении окажется очень сильный источник освещения, он может оказать сильное влияние на то, как будет проэкспонирована ваша фотография.

Фотосъёмка против солнца, когда оно находится под небольшим углом к горизонту — это именно та ситуация, когда освещение может оказать негативное влияние на экспозицию вашего снимка.

Я хотел, чтобы навес на переднем плане этой фотографии сохранил какие-то детали. Если бы я включил солнце в кадр полностью и использовал матричный (оценочный, многозонный) экспозамер, моя фотография вышла бы намного темнее.

Я бы потерял все детали переднего плана, потому что он был бы недоэкспонирован.

Рисовое поле
Фото: Kevin Landwer-Johan

Вместо этого я расположился так, что солнце частично перекрывалось ветвями дерева. Выбрав точечный режим экспозамера, я произвёл замер экспозиции с области рисового поля на переднем плане.

Сделав снимок, я проверил изображение на ЖК-дисплее камеры, подкорректировал экспозицию и сделал новый снимок. Так я делал до того тех пор, пока не добился результата, который бы меня устраивал.

Как использовать подсветку для творческой фотографии

Подсветка чаще всего приводит к несбалансированной композиции. Но это не плохо. На самом деле, забыв о техническом совершенстве, с помощью подсветки вы можете создать фотографии с интересными эффектами. Взгляните, например, на изображение папоротника, ниже:

Лист папоротника
Фото: Kevin Landwer-Johan

Работая над композицией этого снимка, я мог видеть все детали на заднем плане. Но я умышленно произвёл замер экспозиции на листьях папоротника. Поэтому задний план получился недоэкспонированным.

Таким образом, мне удалось изолировать объект съёмки от фона: лист папоротника получился освещённым, а фон — тёмным.

Проявите творческий подход к съёмке полупрозрачных объектов

Когда вы снимаете полупрозрачные объекты с подсветкой, они выглядят сказочно. Часть света может проходить сквозь дым, брызги воды, листья, флаги и другие полупрозрачные предметы. Это может придавать им некоторое сюрреалистическое свечение.

Обратите внимание на такие объекты и места, где вы можете снять их на тёмном фоне, чтобы сделать их по-настоящему эффектными.

Женщина курит трубку
Фото: Kevin Landwer-Johan

Разместите источник света ниже для создания художественных бликов

Подсветка в фотографии может придавать изображению различный вид. Вы можете получить самые разные результаты в зависимости от того как относительно друг друга расположены камера, объект съёмки и источник света.

Источник света, расположенный невысоко и позади вашего объекта съёмки, может создать в объективе блики. Вам нужно помнить об этом, если в вашу творческую задумку входит добавление к фотографии бликов. В противном же случае блики могут испортить ваш снимок.

Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения бликов используйте бленду и выбирайте такой ракурс, чтобы свет не попадал на линзу объектива.

Перекрытие источника света объектом съёмки может сработать, когда ваш объект достаточно большой и расположен достаточно близко к вашей камере.

Девушка в лучах солнца
Фото: Kevin Landwer-Johan

Если же источник света находится выше объекта съёмки, вы всё равно рискуете получить блик. Если я хочу этого избежать, я затеняю переднюю часть объектива ладонью свободной руки.

Чем выше над объектом съёмки располагается источник освещения, тем менее эффектным и эстетичным будет эффект подсветки.

Буддийский храм
Фото: Kevin Landwer-Johan

Двигайтесь вокруг снимаемого объекта. Посмотрите, как выбранный вами ракурс влияет на то, как свет падает на объект съёмки.

Если у вас есть возможность контролировать расположение объекта съёмки и источника освещения относительно друг друга, вы практически всегда можете добиться желаемого результата.

Если же у вас такой возможности нет, вам может потребоваться вернуться на то же место, но в другое время дня — возможно, это поможет вам получить кадр, который вы задумали.

Использование солнца в качестве источника света требует, умения снимать в нужное время суток.

Если вы находитесь в каком-то месте утром, и освещение вас не устраивает, подумайте, как оно может выглядеть вечером. Возможно, именно вечером вы сможете сделать фотографию с гораздо более интересной подсветкой.

Снимайте сбалансированные уличные портреты, используя подсветку

Сильный контраст на фотографиях с подсветкой может сделать снимаемую сцену более драматичной. Когда вы добавляете другой источник света или отражатель в качестве заполняющего света на объекте съёмки, это делает экспозицию вашей фотографии более сбалансированной. Вот какое освещение я предпочитаю использовать для своих портретов.

На улице я ищу ситуации, в которых окружающие предметы отражают свет на лица людей.

Например, на фотографии ниже лицо женщины, делающей покупки на рынке, подсвечивается светом, отражённым от белого пластикового ящика перед ней.

Рынок во Вьетнаме
Фото: Kevin Landwer-Johan

Отражённый свет в большинстве случаев может сделать экспозицию вашей фотографии лучше.

Без какой-либо подсветки отражённым светом на лицах снимаемых вами людей, тон их кожи будет получаться слишком тёмным. На фотографии ниже лицо женщины также подсвечено светом, отражённым от подноса с рисом.

Вьетнамская женщина
Фото: Kevin Landwer-Johan

Постобработка фотографий с подсветкой

После незначительной постобработки фотографии с подсветкой чаще всего становятся лучше. Помните, что  JPEG-файлы не особо пригодны для таких манипуляций, поэтому не забывайте снимать в RAW.

Обычно на фотографиях с высокой контрастностью камера не отображает детали как в самых светлых, так и в самых тёмных областях. Постобработка таких фотографий с целью восстановления деталей в этих областях поможет вам сделать ваши снимки более интересными.

На фотографии торговца и женщины на рынке, которую вы видели выше, лицо мужчины также было подсвечено, но не настолько сильно, как лицо его покупательницы.

Фотография выглядела немного несбалансированной, поэтому я немного осветлил его лицо и кофту. Кроме того, я затемнил фон и передний план, чтобы принести в изображение баланс.

При работе с тёмным фоном я чаще всего делаю тени более глубокими и насыщенными — это позволяет усилить эффект такого фона. В случае же с портретами я прежде всего стараюсь сохранить ясность лица человека и хорошие тона кожи.

Вьетнамец курит
Фото: Kevin Landwer-Johan

Заключение

Экспериментируйте! Подсветка может быть крепким орешком. Но чем больше вы практикуетесь, тем больше понимаете, насколько разнообразно работает каждая сцена при смене положения объекта съёмки и источник освещения относительно друг друга. Постоянная практика приведёт к тому, что вы сможете использовать подсветку более эффектно и эффективно.

Перевод Константина Земельщикова: Kevin Landwer-Johan / expertphotography.com

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Константин Земельщиков
Об авторе: Константин Земельщиков

Константин Земельщиков - фотограф, страстно увлечённый репортажной и уличной фотографией. Константин всегда в поиске интересной информации, способной вдохновить его и читателей.

Добавить комментарий