1843      0
 

Современная фотография: взгляд изнутри

Этой статьёй мы начинаем серию интервью с отечественными и зарубежными фотографами. Все мы, фотографы и…


Этой статьёй мы начинаем серию интервью с отечественными и зарубежными фотографами. Все мы, фотографы и фотолюбители, в чём-то похожи и, одновременно с этим, чем-то различаемся.

Как работается отечественным и зарубежным фотографам? Различаются ли подходы к работе в зависимости от страны проживания, или же это индивидуальные особенности? Как различаются клиенты? На эти и другие вопросы мы попробуем взглянуть через призму мнений фотографов, живущих в разных городах и странах, имеющих разный опыт, стиль и снимающих в разных жанрах.

В сегодняшнем интервью своим опытом делятся:

Анна Дзибути

Анна Джибути (Рига, Юрмала)

Анастасия Шафран

Anastasia Shafrann (Москва)

Олег Голишников

Олег Голишников (Москва)

— Когда и как у тебя появился интерес к фотографии?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Я всегда интересовалась творчеством, хотя моё образование и работа были совсем в другой области. После работы я посещала различные курсы: рисование песком, живопись, хэнд-мэйд игрушки. Однажды вписалась в длительное обучение по дизайну интерьера, к нам заглянул преподаватель и сказал, что в соседнем классе начинаются курсы фотографии. Камера у меня уже была и я решила попробовать. И понеслось.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Изначально интерес был исключительно коммерческий. Мне казалось, это лёгкие деньги. Но для того чтобы начать снимать, надо было сначала этому научиться! Я была уверена, что достаточно одного-двух уроков! Но, начав обучаться, я уже не могла остановиться! Как умалишённая я проучилась год взахлёб! Курсы за курсами, мастер-классы, семинары… я заболела фотографией и хотела знать и уметь всё! Наверное, с этого и началась моя огромная любовь, и теперь фотография — это неотъемлемая часть меня и моей жизни!

Олег Голишников
Олег Голишников

— На самом деле, я занимаюсь фотографией давно, точнее, очень давно. Ещё мальчишкой я пошёл в фотошколу. Случилось это после того, как дедушка подарил мне на День рождения фотоаппарат ФЭД-5. На то время это была достаточно крутая плёночная камера. Хотя до этого у меня были и другие фотокамеры: Смена-8М, если не ошибаюсь, и ещё какая-то, которые дарил отец. Но именно после того, как мне в руки попал этот мануальный фотоаппарат, мне захотелось развиваться в творческом направлении. Мне захотелось делать что-то особенное. Вот так я отправился в фотокружок. В нём я был на достаточно хорошем счету, и мне поручали снимать различные мероприятия, какие-то торжественные встречи, собрания коммунистической партии и комсомольской организации (как понимаете, это было советское время). Материал было много, но мне всегда хотелось каких-то творческих фотографий, поэтому по пути домой я сходил с маршрута и фотографировал то, что мне нравится. Тратил плёнку — слава богу, она была не моя (смеётся) — а затем делал фотографии. Я всегда тяготел к творческой фотографии.

Анна Каренина
Фотограф: Анна Джибути

— Как выглядели твои первые фотографии? И как ты чувствовал (-а) себя в начале своего пути в профессиональной фотографии?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Я, как и многие фотографы, была в восторге от своих первых фотографий! Они казались мне пределом совершенства, сейчас я, конечно, на них не могу смотреть без слёз.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Мои первые фотографии выглядели, как и у всех новичков! Это смешно, но это нормально и естественно! У меня не было таланта, но было безумное желание стать профессионалом! Это желание позволило мне вырасти до уровня, на котором я нахожусь сегодня!

Олег Голишников
Олег Голишников

— Как выглядели мои фотографии? Да ужасно они выглядели, честно говоря. Они очень сильно отличались от моих задумок, от всего того, что хотелось мне сделать. Мне хотелось кричать, мне хотелось рвать на себе волосы потому, что я не мог воплотить в должной мере все свои замыслы, всё своё видение фотографии. С опытом, мои фотографии стали понемногу меняться, я отошёл от использования автоматических настроек камеры, углубился в изучение мануальных возможностей и это дало толчок к дальнейшему развитию.

— Что касается того, как я чувствовал себя в начале своего пути в профессиональной фотографии, то, на самом деле я был всегда недоволен результатами своего труда, качеством картинки. Впрочем, как и сейчас. И это нормально, потому что настоящий фотограф, если он сыт — я имею в виду состояние души, когда он доволен результатами своего труда — это конец его карьеры. Я, слава богу, до сих пор могу вдохновляться чужими работами. У меня есть вдохновители, которых я очень люблю и уважаю, слежу за их творчеством, и, естественно, я пытаюсь подтянуться до их уровня.

Девушка с блокнотом
Фотограф: Anastasia Shafrann

— Насколько для тебя важно занятие творчеством?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Творчество для меня очень важно, оно помогает мне раскрыться, показать людям что-то интересное, и не утонуть в бытовых проблемах. Кроме этого, творческие проекты приносят мне огромное удовольствие.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Я не верю в фотографию без творчества! Я не понимаю фотографов, которые не снимают TFP! Для меня это наркотик и я страдаю, если долго не снимаю творческие проекты! Хотя для меня долго — это пару недель.

Олег Голишников
Олег Голишников

— Творчество рулит! Это, пожалуй, то, без чего человек не может жить. Если он остановился, если его ничто не интересует, если его интерес заключается только в том, чтобы попивать пивко и смотреть телевизор, то, в моём понимании, это смерть — это скучно, это неплодотворно, и ни к чему не ведёт. Это путь в тупик. Поэтому во мне всё горит, как много лет назад. Я не могу сидеть без дела, я постоянно действую. У меня в голове ни на секунду не прекращается мыслительный процесс. Бац, и я вижу что-то, что мне хочется обязательно воплотить. Идеи опережают мои технические и физические возможности. Потому что от возникновения идеи до воплощения её в жизнь целая дорога, которую преодолеть может не каждый. Я стараюсь по мере сил и возможностей добиваться какого-то результата.

Девушка в саду
Фотограф: Олег Голишников

— В чем черпаешь вдохновение?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Вдохновение можно найти повсюду, для меня это путешествия, кино, театр, посещение музеев и интересных выставок, живопись.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— В коллегах! В людях, которые впереди меня! Кто достиг большего! Я смотрю… наблюдаю… и вдохновляюсь. И реклама в журналах даёт нереальную мотивацию! Особенно духов, украшений и пальто.

Олег Голишников
Олег Голишников

— Знаете, однажды мой замечательный друг, фотограф Дима Корниенко, который в своё время был моим вдохновителем, сказал мне одну очень умную вещь: если ты хочешь развиваться как фотограф, тебе нужно искать вдохновение у классиков. Иди, говорит, в Третьяковскую галерею. Сядь, посмотри — там всё написано. Свет, как видели его великие. Это шпаргалка номер один. Но в конце концов, можно вдохновляться не только работами классиков, но и просматривая репродукции или фотографии мастеров нашего времени. Видимо, в этом я и черпаю своё вдохновение. Иногда я черпаю вдохновение и в своих неудачных работах. Я смотрю на них и мне хочется всё переделать. Так что хорошее и позитивное нужно видеть во всём, даже в своих неудачах — это ключ к успеху.

Девочка в капоре
Фотограф: Анна Джибути

— В современной фотографии больше творчества или коммерции?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Меня радует, что современная фотография становится более художественной, чем раньше. Фотографы стремятся развиваться, совершенствуют своё мастерство, большое внимание уделяется ретуши. Конечно, коммерции больше, но и коммерческая фотография часто делается с какой-то идеей и историей.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Коммерции! По крайней мере, в России! И это печально!

Олег Голишников
Олег Голишников

— В современной фотографии слишком много коммерции, к сожалению. Желание заработать сильно мешает творческому развитию. Естественно, мне нужны деньги, как и всем фотографам, как и вам, как и другим людям. Но всё-таки мне больше нравится творческая составляющая съёмки, поэтому я придерживаюсь своей линии, и нахожу, кстати говоря, и здесь своих клиентов, и своих преданных поклонников.

— Насколько влияют на твою работу тренды и мода?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Тренды и мода не сильно влияют на моё творчество, потому что направление, в котором я работаю, скорее, перекликается с прошлым, чем с настоящим.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Вообще не влияют! Я люблю классику!

Олег Голишников
Олег Голишников

— Абсолютно не влияют ни тренды, ни мода. Я, вообще, стараюсь отдаляться от этого. Так что нет, нет и ещё раз нет.

Поцелуй
Фотограф: Аnastasia Shafrann

— Насколько изменились твои работы за время, которое ты занимаешься профессиональной фотографией?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Мои работы изменились кардинально. Моим первым учителем был фотограф-портретист, и это направление очень вдохновляет меня и по сей день. Если на первом этапе моей деятельности это были просто фотографии лиц, то сейчас я тщательно продумываю весь образ модели ещё на стадии подготовки, выбираю место, цвета, которые будут преобладать в кадре. Для меня важно, чтобы зритель понял, кто мой герой и какова его история, важно, чтобы он вызвал в зрителе какие-то чувства и воспоминания.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Сильно! И это естественно! Ты не можешь стоять на месте! Это даже невозможно! Ты должен расти! И ты будешь расти, если будешь снимать.

Олег Голишников
Олег Голишников

— Мои работы действительно изменились. Я этого не замечаю, но поскольку мне иногда приходится залезать в свои архивы, смотреть свои предыдущие фотографии, то я вижу какие-то нелепые вещи, которые делал раньше. За время занятия фотографией мной были выработаны новые алгоритмы обработки снимков. И они постоянно изменяются, совершенствуются. Некоторые вещи становятся мне понятны, в том числе, как другие фотографы снимают свои работы.

— Когда ты делаешь первые свои первые работы, они кажутся тебе абсолютно идеальными — посмотрите, какой цвет, какой свет! Как я мог достигнуть такого баланса, такой идеальной композиции!? Всё идеально. Через какое-то время смотришь: боже мой, это же отстой, это ужасно, на это невозможно смотреть! Это стыдно выкладывать! При всём при этом были работы, которые с первого выстрела оказывались очень удачными. Это, наверное, нормально для любого фотографа и художника.

— Можешь поделиться секретом или советами, как устанавливать связь и доверительные отношения с теми, кого снимаешь? И насколько это важно для фотографии?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Связь и взаимопонимание с моделью очень важны. Я в самом начале рассказываю о её роли, иногда прошу даже посмотреть какой-то фильм или почитать книгу, чтобы модель «вошла в образ». Например, когда мы снимали Чаплина, то вместе почитали о нём, посмотрели фильм, прорепитировали позы и мимику, всё это было сделано ДО съёмки. Если времени мало, то на словах рассказываю модели о её роли, чувствах, нахожу аналогичные ситуации, чтобы вызвать нужную эмоцию на лице в процессе съёмки. Например: «ты слышишь хруст веток, за спиной, хотя ты одна, оглядываешься» — на лице испуг, насторожённость, удивление. Важно чётко описать то состояние, которое должно сейчас появиться у модели. Ну и, конечно, чувство юмора. Без него — никуда! Все мои съёмки проходят очень весело, даже если мы снимаем на фоне гробницы сюжет из Трупа невесты по Тиму Бёртону.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Это важно! У вас должен быть контакт! Самый главный совет: разговаривайте! С моделью или с клиентом, неважно! Но съёмка — это диалог!

Олег Голишников
Олег Голишников

— Ключевой момент: нельзя идти на фотосессию, если человек тебе неинтересен, иначе ничего не получится. Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что неинтересных людей не существует, есть, может быть, неприятные люди. Мне, слава богу, посчастливилось не встречать таких. На какой результат можно рассчитывать, если вы снимаете неприятного человека? Энергетика очень важна для фотографии, если вы можете передать внутренний мир и эмоциональное состояние модели на данный момент, то снимок будет удачным. Это что касается взрослых людей.

— Что касается детской фотографии, то здесь особенная тема. Ребёнку нужно дать полную свободу: пусть он играет с какими-то вещами на съёмочной площадке, пусть он будет ребёнком! В детской фотографии очень важно не перегибать палку: ребёнок должен оставаться ребёнком, а фотограф должен оставаться фотографом и искать ключики к малышу, чтобы его раскрепостить. Эмоции детей это не только смех, но и слёзы. Нужно просто начинать снимать, в конце концов, ребёнок не может постоянно плакать. Не нужно его заставлять что-то делать, стоит ему дать немного свободы, он постепенно успокаивается. И даже из такой плачевной ситуации всегда находится выход и из фотосессии получаются 4-5 (и даже больше) эмоциональных фотографий. Так что, дерзайте, ребята! Не нужно бояться ни маленьких, ни взрослых, ни детей ни стариков — все люди прекрасны.

Мальчик сидит под деревом
Фотограф: Олег Голишников

— Как думаешь, что делает фотографию хорошей?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Для меня «хорошее фото» это то, которое ты не пролистываешь вместе со всей лентой в телефоне. То, на котором тебе хочется задержать свой взгляд, вызывающее чувства, воспоминания, эмоции.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Свет! И Цвет! И, конечно, правильный ракурс модели! У всех есть «рабочая сторона лица»! И если ты портретист, то без этого точно никак!

Олег Голишников
Олег Голишников

— Ваше хорошее настроение. Однозначно. Других ответов быть не может. Если у вас хорошее настроение, то оно передаётся модели. Даже если вы снимаете не людей, а пейзаж, ваше хорошее настроение — это залог успеха. Нельзя с плохим настроением брать в руки фотоаппарат. Иначе вы будете тупо расходовать ресурс срабатывания затвора камеры.

— Как думаешь, что влияет на решение клиентов при выборе фотографа?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— На решение клиента выбрать именно Вас в первую очередь влияет Ваше портфолио. Поэтому выставляйте на своих страничках только те фотографии, которыми вы по-настоящему гордитесь. Пусть все остальные «проходные» снимки уходят клиентам. Лучше меньше, да лучше. Отличная Реклама для вас это «сарафанное радио». Поэтому делайте всё для того, чтобы клиент остался доволен и «похвастался» вашими работами перед друзьями.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Его работы! Сейчас многие пытаются набрать клиентов за счёт низкой цены! Но это путь в никуда! Только ваши работы могут вас продать, а отнюдь не реклама и не низкий прайс.

Олег Голишников
Олег Голишников

— Здесь всё очень просто. Вы можете быть сколь угодно гениальным фотографом, но если вы не обладаете рядом качеств, которые могут помочь расположить к себе клиента, то ничего у вас не получится. То есть если взять двух фотографов одинакового уровня. Один из которых просто выкладывает свои работы и не ведёт никакого смыслового сопровождения своих фотографий, не общается со своей аудиторией. И есть другой, который делает всё наоборот. Он делает точно такие же хорошие работы, но также пишет интересные тексты под фотографиями, общается со своими подписчиками, удерживает внимание аудитории. Естественно, люди будут выбирать того человека, о котором они что-то знают.

Девушка у дуба
Фотограф: Анна Джибути

— Какой самый раздражающий вопрос может задать клиент?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Для меня самым раздражающим является желание клиента получить «за копейку канарейку». Я очень не люблю торговаться, поэтому сразу называю адекватную, незавышенную цену с приятными бонусами и «пирожками». Если при этом клиент будет торговаться, то это уже точно не мой клиент. Раньше я вступала в утомительные беседы, теперь сразу предлагаю обратиться к другому фотографу. И часто делюсь контактами своих коллег, в чьей работе я уверена. Мне не жалко, правда. Это экономит моё время и нервы.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Таких вопросов нет и не должно быть! Если вы фотограф, вопросы, которые обычно всех раздражают: “А фото скоро? А ещё не готово? А вот тот кадр не получился?”. Это стандартные вопросы и они не должны вас раздражать! Но меня безумно злит, когда со мной начинают торговаться! Или предлагать свою цену за мою работу! Это я уже принимаю как оскорбление!

Олег Голишников
Олег Голишников

— Вопрос, конечно, интересный, совершенно неожиданный, по крайней мере, для меня. Клиент не может задать раздражающий вопрос. Вопрос может быть неуместным, в каком-то смысле даже глупым. Но в любом случае такого не было. Я всегда очень внимательно отношусь к своим заказчикам. С какими бы тёмными закоулками в голове ни был человек, с какими бы таракашками, я всегда с уважением отношусь к людям. Поэтому я всегда спокойно воспринимаю любые требования, любые пожелания. Если клиент доволен, доволен и я. Поэтому нет, таких вопросов я не слышал.

Фотограф: Аnastasia Shafrann

— Что можешь посоветовать клиентам, перед тем как они будут обращаться к фотографу?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Перед тем как обращаться к фотографу, вы должны чётко сформулировать для себя, что именно вы хотите видеть на выходе. Будет ли это семейная съёмка с «живыми» кадрами или постановочная фотосессия с интересными образами. Где вы будете использовать эти снимки? Просто делиться с друзьями или печатать семейные альбомы? Может быть фотографии нужны вам для бизнеса и рабочей странички. Не пытайтесь совместить всё вместе. Фотографы, как и врачи бывают разных направлений. Выбирайте то, что нужно именно вам. Если Вам нужна красивая художественная фотосессия для себя любимой, не нужно приводить на неё мужа, который «ненавидит фотографироваться»(у вас с ним так мало совместных снимков) и детей «ну буквально на пару кадров для семейного альбома». Я вам даю гарантию 100%, что вы не получите ничего из того, что себе запланировали и будете недовольны результатом.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Хорошо изучить портфолио фотографа! Меня всегда удивляет когда, например, к фотографу, снимающему девушек в белье или брючных чёрных костюмах, могут прийти на съёмку с детьми в розовых платьях с цветами! Вы должны понимать что у каждого фотографа свой вкус и стиль! И он должен совпадать с вашим!

Олег Голишников
Олег Голишников

— Я считаю, что клиент должен позаботиться о том, чтобы найти контакт с фотографом. Для взаимодействия очень важен эмоциональный настрой. Вы приходите не в магазин покупать красивую игрушку за какие-то определённые деньги, а вы хотите чтобы человек для вас сохранил какие-то важные моменты. Фотограф — не машина, не робот, который просто нажимает на кнопку. Здесь очень важно найти с фотографом контакт. Поэтому, прежде чем обращаться к фотографу, постарайтесь найти хотя бы минимальный набор симпатий друг к другу и расположить человека к себе. Потому что это очень сильно влияет на результат. Если фотограф, отправляясь на фотосессию с вами, не знает, что можно от вас ожидать, волнуется, то готовьтесь к тому, что результат будет прямо пропорциональный.

Девушка на дороге
Фотограф: Олег Голишников

— Какой из твоих недавних проектов был самым интересным или запоминающимся?

Анна Дзибути
Анна Джибути

— Стараюсь снимать проекты так, чтобы все они были интересны для зрителя. Из любимых это Анна Каренина, Чарли Чаплин и Завтрак у Тиффани, Падший ангел. К ним мы долго готовились и тщательно всё планировали. Из последних и очень сложных для меня был проект для хосписа святой Софии, где моделями были детки с отставанием в развитии и другими заболеваниями. Для каждого из них я придумала сказочный образ и постаралась показать их зрителю такими, какими они и являются — обычными детками со своими радостями, горестями и мечтами, которые мы помогаем воплотить им в жизнь.

Анастасия Шафран
Anastasia Shafrann

— Я не могу выделить что-то. Когда я снимаю, я безумно люблю эту работу, именно эту, и безумно хочу скорее сесть за ретушь! Но уже следующую я буду любить ещё сильнее. Поэтому я не позволяю себе долго откладывать ретушь. Иначе просто перегораю!

Олег Голишников
Олег Голишников

— Все творческие фотосессии, которые я провожу, запоминающиеся и интересные. Особенно с детьми, потому что работа с детьми приносит колоссальное удовольствие. Это взаимодействие между ребёнком и фотографом. Это движение энергий, которое заряжает обоих, потому что дети — невероятные живчики. Если ваша модель на съёмочной площадке в хорошем смысле слова отжигает, то я получаю колоссальное удовольствие от работы. А так… самые интересные съёмки, наверное, на выезде, потому что они сопряжены с определёнными впечатлениями, сменой мест, с новыми локациями. Например, в прошлом году, в августе, снимал модель в Астрахани. Эта съёмка больше всего запомнилась мне тем, что, когда мы прибыли на место, где планировали снимать, я пришёл в ужас от того, насколько был загажен этот красивый дикий пляж. Время поджимало, начался золотой час, и я в течение 20-ти минут в режиме нон-стоп (пока модель готовилась к съёмкам), очищал этот пляж от мусора. Вот так я получил очень хорошие фотографии и сделал доброе дело. Наверное, это была самая интересная и запоминающаяся фотосессия за последнее время.

Беседовал: Алексей Маслов

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Алексей Маслов
Об авторе: Алексей Маслов

Для меня фотография - страсть всей моей жизни. Я всегда в поиске самых интересных тем, новостей и направлений в фотографии, и стремлюсь поделиться ими с вами, наши читатели. Буду рад видеть вас в моём Instagram: @spp_alex_spp

Добавить комментарий