838      3
 

Когда снимать в цвете, пастельных тонах или чёрно-белом?

В этой статье я поделюсь с вами простой, но очень эффективной методикой, которой я пользуюсь,…


В этой статье я поделюсь с вами простой, но очень эффективной методикой, которой я пользуюсь, когда задаюсь вопросом о выборе цвета на фотографии. Как среди любителей, так и среди признанных мэтров фотографии есть те, кто предпочитает использовать в своих работах то или иное колористическое решение. Например, Джимми Нельсон снимает в пастельных тонах, Себастьян Сальдаго — исключительно чёрно-белые фотографии, а Стив МакКарри — наоборот, ярый приверженец цветной съёмки. Каждый из вариантов цветового решения снимка имеет свои плюсы и свою эстетику, так почему бы не использовать их для создания более эффектных фотографий?

Подход к чёрно-белой съёмке у каждого может быть сугубо индивидуальным. Одни предпочитают снимать в цвете, а затем при помощи Lightroom преобразовывать фотографию в чёрно-белое изображение или изображение в пастельных тонах. Другие придерживаются фотосъёмки чёрно-белых изображений, что называется «сразу из камеры» без последующей постобработки. И в том и в другом способе есть свои преимущества. Но в этой статье я буду рассматривать цветную фотосъёмку с последующим преобразованием фотографий в чёрно-белые или пастельные тона посредством графического редактора.

Итак, как же сделать выбор: какой будет ваша фотография — цветной, в пастельных тонах или чёрно-белой? Это довольно просто. Достаточно ответить на три несложных вопроса:

  1. Помогает ли цвет раскрыть или дополнить историю, которую вы хотите рассказать своей фотографией?
  2. Помогает ли цвет выделить ключевые элементы снимка (или отделить одни элементы от других)?
  3. Цвет отвлекает зрителя, мешает сосредоточиться на ключевых элементах и вносит дисгармонию?

Делайте фотографию цветной, если на первый вопрос вы ответили «Да»

Фотографию ниже можно было бы сделать чёрно-белой, но тогда она не смогла бы передать зрителю то, что хотел показать автор. Розовое одеяние этих монахов в Мьянме — единственное в своём роде во всём буддийском мире. В этом случае цвет содержит полезную культурную информацию, необходимую для раскрытия образа или истории, рассказываемой фотографией. Именно поэтому её следует оставить «как есть» то есть в цвете. Переведя эту фотографию в чёрно-белый цвет, мы потеряем существенную часть информации, содержащейся в изображении, и получим лишь кадр с тремя маленькими буддийскими послушниками.

Буддийские монахи из Мьянмы

Следующая фотография была сделана в «Голубом городе» в Шавене, Марокко. Одного взгляда, брошенного на снимок, будет достаточно, чтобы понять, где он был сделан из-за уникального цвета стен и восточного колорита. В этом случае фотография также будет более эффектной и информативной в полноцветном варианте.

Голубой город, Шавен

Делайте фотографию цветной, если на второй вопрос вы ответили «Да»

Взгляните на цветную фотографию ниже, а затем на её чёрно-белую версию:

Бездомный в Индии
Бездомный индус спит на остановке

Фигура человека на чёрно-белом варианте фотографии практически сливается с фоном, что усложняет восприятие изображения. В этом и аналогичных случаях цвет служит инструментом для выделения объектов съёмки, отделения их друг от друга или фона. Поэтому эту фотографию целесообразно делать полноцветной.

Делайте фотографию чёрно-белой, если на первый и второй вопросы вы ответили
«Нет»

Портрет пожилого мужчины с усами

Если изображение само по себе способно донести зрителю то, что хотел бы донести фотограф (как, например, на фото, которое вы видите выше), оно не нуждается в цвете. Я считаю большой удачей, когда чёрно-белая фотография получается законченной и информативной. Но, как мы видели из примеров, рассмотренных ранее в статье, иногда чёрно-белая фотография может быть неэффектной и неэстетичной.

С фотографией ниже ситуация аналогичная. Добавление цвета изображению не делает ничего для улучшения его эстетичности или информативности. Также нет необходимости отделять при помощи цвета верблюда от фона.

Верблюд на фоне пирамиды

А вот ещё один пример:

В оригинальной (цветной) версии снимка пёстрый фон, образованный разноцветной одеждой людей, сильно отвлекает взгляд зрителя от лица девочки. Поэтому эта фотография лучше всего смотрится в чёрно-белом варианте.

Конвертируйте фотографию в изображение в пастельных тонах, если на третий вопрос вы ответили «Нет»

Взгляните на полноцветную фотографию ниже:

Восточный рынок в цвете

Яркие пятна одежды и сувениров отвлекают взгляд и делают изображение достаточно пёстрым. Что делать? Давайте попробуем конвертировать его в чёрно-белый вариант и оценить полученный результат:

Восточный рынок в черно-белом

Проблема, кажется, решена — в глазах уже не рябит, но теперь все элементы изображения сливаются (особенно на переднем плане), что тоже не очень хорошо для фотографии. Значит, чёрно-белый режим этому кадру также не подходит. Давайте попробуем при помощи графического редактора уменьшить насыщенность цветов:

Восточный рынок в пастельных тонах

На мой взгляд, этот вариант цветового решения даёт самый лучший результат. Пастельные тона позволяют выделять объекты съёмки от фона, при этом не слишком отвлекая взгляд зрителя и не делая фотографию пёстрой.

В следующей статье я рассмотрю тему цветовой градации и съёмки в чёрно-белом режиме. Следите за обновлениями!

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Алексей Маслов
Об авторе: Алексей Маслов

Для меня фотография - страсть всей моей жизни. Я всегда в поиске самых интересных тем, новостей и направлений в фотографии, и стремлюсь поделиться ими с вами, наши читатели. Буду рад видеть вас в моём Instagram: @spp_alex_spp

Обсуждение: 3 комментария
  1. Аватар Инга:

    Доступное и простое объяснение, хорошие примеры. Спасибо за статью!

    Ответить
  2. Аватар Николай Фетистов:

    Название статьи, по-моему, вводит в заблуждение. Лучше бы назвать её: «Как выбрать: оставлять изображение в цвете, пастельных тонах, или чёрно-белом».

    Автор пишет о преобразовании в монохром, которое происходит после цветной съемки. Значит снимать нужно в RAW, иначе потеря качества изображения при редактировании неизбежна. То есть изначально вы снимаете в цвете, потому что RAW по умолчанию всегда цветные. При съёмке в JPEG есть возможность сразу фотографировать в цвете или чб, а на некоторых камерах и в пастельных тонах. Но в статье этот вариант не рассматривается.

    В качестве альтернативы можно снимать в RAW, настроив камеру на отображение изображения в черно-белом режиме. Так можно сосредоточиться на композиции и тональности, а видение сцены в цвете может помочь учесть влияния цвета на композицию. Это полезно для компановки кадра хоть в цвете, хоть в монохроме.

    Ответить
    1. «В качестве альтернативы можно снимать в RAW, настроив камеру на отображение изображения в черно-белом режиме. Так можно сосредоточиться на композиции и тональности, а видение сцены в цвете может помочь учесть влияния цвета на композицию» — отличный совет, спасибо!

      Извините, если название статьи ввело в заблуждение. Статья была написана с целью показать преимущества цветных, черно-белых фотографий и фото в пастельных тонах. А также о том, как сделать выбор в ситуациях, когда необходимо решить, какой оставить фотографию, независимо от того, что она была сделана в цвете.

      Ответить

Добавить комментарий