51      0
 

Вот почему съёмка в RAW ближе к тому, что видят наши глаза

Получив свою первую камеру, я снимал только в JPEG. Я даже не задумывался, что можно…


Получив свою первую камеру, я снимал только в JPEG. Я даже не задумывался, что можно и нужно было снимать как-то иначе. Спустя какое-то время мой знакомый, увлекающийся фотографией, сказал мне, что было бы неплохо, если б я начал снимать в сыром виде. Я подумал: «Что? В каком-каком виде? Повтори-ка это ещё разок…». Моё невежество в тот момент было почти осязаемым. Тем не менее, я последовал совету.

Вряд ли я мог предположить в тот момент, что моё согласие выльется в обучение на всю жизнь, и будет стоить мне небольшого состояния, потраченного на обучение и софт для редактирования фото.

Вскоре я понял, почему RAW-файлы превосходят JPEG, и в этой короткой статье я хотел бы более подробно рассмотреть одно из преимуществ перехода на формат RAW. По собственному опыту скажу, что для пейзажной съёмки переход на RAW имеет огромные преимущества.

Сенсор камеры против глаз человека
Сенсор камеры и человеческий глаз воспринимают одну и ту же сцену совершенно по-разному

Свет — это наше всё

Все фотографы работают со светом. Часто мы учимся управлять светом методом проб и ошибок. И самая большая наша проблема заключается в том, что сенсор камеры не воспринимает свет так, как это делают человеческие глаза. Если говорить упрощённо, сенсор камеры обрабатывает свет более линейно, чем человеческий глаз. 

Наши глаза настроены на восприятие широкого спектра тонов. Мы можем видеть детали тени в очень контрастной сцене, уменьшая влияние самых светлых областей на общую воспринимаемую картинку. Это выглядит так, как если б в графическом редакторе к области светов добавить кривую, сделав света нелинейными по сравнению с исходным результатом, полученным с сенсора камеры.

Можно сравнить эту кривую с тем, что делают ползунки теней и бликов в Photoshop. Используя их, мы высветляем тени и понижаем яркость областей светов, чтобы получить изображение, похожее на то, что мы видели.

Разница между сенсором камеры и человеческими глазами

Давайте для примера рассмотрим фотографию, которая была снята в норвежском Йотунхеймене. Солнце пробилось сквозь просвет в облаках, и сцена выходила очень контрастной.

На изображении ниже показано, как эту сцену воспринимал сенсор камеры, при экспонировании по бликам, как их видели мои глаза:

Как сцену воспринимает сенсор камеры
Как сцену воспринимает сенсор камеры. Pentax K — 1, Pentax 15-30, Iso 100, 1/350 сек, f/11

Следующее изображение может дать примерное представление о том, как эту же сцену воспринимали мои глаза:

Как сцену видит глаз человека
Та же сцена после применения в Lightroom настроек: Exposure: +3,57 Shadows: + 38, Blacks: +36, Whites: -100

Поскольку я снимал в RAW, у меня была возможность хорошо вытянуть тени. К тому же у меня есть возможность точно настроить баланс белого. «Проблема» с файлом jpeg заключается в том, что мы позволяем программному обеспечению камеры уничтожить огромный объём данных, который невозможно воссоздать на этапе редактирования. Это, например, существенно ограничивает возможность регулировки баланса белого после съёмки.

Сжатие изображения также способствует потере данных. Одни источники говорят, что мы теряем около 20 процентов данных. Другие предпочитают указывать, что RAW-файлы в три-четыре раза больше своих аналогов в jpeg.

Переход с jpeg на RAW сопровождается некоторыми неудобствами, но он всё равно стоит затраченных усилий. В качестве дополнительного бонуса, он повышает наш уровень мастерства, расширяя творческие возможности фотосъёмки.

А с какими сложностями или неудобствами столкнулись вы при переходе на съёмку в RAW?

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!


Аватар
Об авторе: spp-photo.ru

Добавить комментарий