262      0
 

Обзор объектива Зенит Зенитар-E 50mm f/0.95: Массивный, с Характером, Наш

Современные объективы становятся всё более резкими и отлично справляются с бликами и аберрациями. Не спорю,…


Современные объективы становятся всё более резкими и отлично справляются с бликами и аберрациями. Не спорю, звенящая резкость изображения — это круто и завораживает. Но почему же фотографы по всему миру прибегают к туманным фильтрам, и Photoshop, чтобы добавить фотографиям атмосферу и характер, которые эта самая резкость убивает напрочь.

Радует, что герой нашего обзора — Зенит Зенитар-E 50mm f/0.95 — не такой.  Этот недавно вышедший объектив, выглядит так, словно ему пришлось попутешествовать во времени прежде, чем он попал в руки пользователей.

Зенит 50мм f/0.95 — взгляни на окружающий мир по-новому
Зенит 50мм f/0.95 — взгляни на окружающий мир по-новому

У Зенитар-E 50mm f/0.95 цельнометаллический корпус — сейчас это редкость, которую можно отыскать разве что у Leica или старых объективов для плёночных камер. А как насчёт фотографий? Они получаются отличными, а блики, создаваемые этим объективом могут вызвать зависть у разработчиков кистей и фильтров для Photoshop.

Но не забываем, что Зенит 50мм f/0.95 — полностью мануальный объектив. Это, конечно, вызывает вопрос: стоит ли ради боке на f/0.95 пожертвовать автофокусом и всеми остальными автоматическими «плюшками» современных камер? Что ж, давайте посмотрим, как работает сочетание современных технологий и винтажного качества.

Итак, Зенитар-E 50mm f/0.95 — это мануальный объектив, обладающий характером, который современные объективы пытаются подавить. Но это также означает, что его пользователи должны быть готовы к проявлению хроматической аберрации и комы.

Зенитар-E 50mm f/0.95: Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Обалденно-красивый дуговой блик
  • Очень. Много. Отличного. Боке
  • У этого объектива есть свой характер
  • Классический стиль
  • Цельнометаллическая конструкция (на холоде могут мёрзнуть руки 🙂
  • Плавное кольцо изменения диафрагмы
  • Встроенная бленда
  • Намного дешевле, чем любой объектив Leica или Noct

Минусы:

  • Широкая фиолетовая полоса в высококонтрастных областях вне фокуса
  • Мягкие, размытые края
  • Полностью мануальный
  • Тяжёлый
  • Кольцо изменения диафрагмы без щелчков может кого-то ввести в ступор (но это скорее придирки, чем минус)
  • Нет пыле- и влагозащиты

Оборудование

Для обзора использовалась связка Зенит Зенитар-E 50mm f/0.95 и Sony a7 III:

Зенит 50mm f/0.95 на Sony a7 III
Зенит 50mm f/0.95 на Sony a7 III

Инновации

Если кто-то сомневается в том, что этот объектив — инновационный, то он заблуждается. Почему? Да потому, что Зенитар-E 50mm f/0.95 позволяет пользователю получить то, что не могут дать большинство современных объективов. Зенитар-E 50mm f/0.95 — это стиль, вдохновленный классическими кинокартинами. Он не избегает бликов, превращая их в художественное произведение. А резкость изображения в углах и по краям он приносит в жертву во имя мечтательного боке.

Технические характеристики Зенит Зенитар-E 50mm f/0.95

  • Размеры: диаметр 85,5 мм, длина 117,5 мм
  • Вес: 1200 г
  • Байонет: Sony E
  • Фокусное расстояние: 50 мм
  • Диафрагма (макс.): 0,95
  • Диафрагма (мин.): 16
  • Лепестки диафрагмы: 14
  • Угол поля зрения: 44
  • Оптическая схема: 8 групп / 9 элементов
  • Минимальная дистанция фокусировки: 0,7м
  • Диаметр фильтра объектива: 72 мм
  • Фокусировка: ручная

Эргономика

Камеру с установленным объективом уже сложно назвать хорошо сбалансированной, но пару часов съёмки можно провести без особого труда
Камеру с установленным объективом уже сложно назвать хорошо сбалансированной, но пару часов съёмки можно провести без особого труда

Зенит 50mm f/0.95 — цельнометаллический объектив с классическим дизайном. Вытаскивая объектив из коробки, я сразу вспомнил об объективах Leica серии M. Скажу без преувеличений, этот объектив — настоящая конфетка для фотографа.

Конечно, металл тяжелее пластика, и 1,2 кг веса этого объектива делают переднюю часть Sony a7 III тяжёлой, а хват корпуса — чуть менее комфортным. Но снимать с Зенит 50mm f/0.95 в течение пары часов получается без особого труда.

В передней части объектива разместилась цельнометаллическая бленда, которую можно выдвинуть при необходимости. В остальное же время она гармонично покоится на корпусе объектива. Производителем предусмотрена возможность установки на объектив 72-мм фотофильтров.

Зенит 50mm f/0.95 с выдвинутой блендой. Кстати, она тоже металлическая
Зенит 50mm f/0.95 с выдвинутой блендой. Кстати, она тоже металлическая

Первое кольцо, по направлению от передней части объектива к байонету, — кольцо управления диафрагмой. Оно вращается плавно и без щелчков, сообщающих пользователю о выборе того или иного значения диафрагмы. Для кого-то это минус. Но такое решение позволяет выбирать значения диафрагмы между теми, что отмечены на шкале объектива.

Следующее — более широкое — кольцо отвечает за фокусировку. В него, кстати, встроена шкала глубины резкости. Фокусировочное кольцо, как и кольцо диафрагмы, вращается плавно.

Кольца управления и шкалы на корпусе Зенит 50mm f/0.95
Кольца управления и шкалы на корпусе Зенит 50mm f/0.95

Качество сборки

Спутать Зенит 50mm f/0.95 с бюджетным объективом невозможно. Цельнометаллическая конструкция придает объективу внушительный вид. Герою нашего обзора не хватает защиты от неблагоприятных атмосферных воздействий. Но это не редкость для подобных винтажных металлических объективов.

Фокусировка

Так как Зенит 50mm f/0.95 — это полностью мануальный объектив, стимулирующий фотографа сделать паузу и подумать о том, как можно улучшить фотографию. Я попробовал снимать как с активированной функцией Focus Peaking, так и без неё.

Я был удивлен тем, насколько чётко я мог видеть то, что было в фокусе, даже без Focus Peaking. Хотя, естественно, при активации Focus Peaking точность попаданий фокуса резко возрастала.

Зенит 50mm f/0.95 может фокусироваться с расстояния около 0,7 метра: этого достаточно для съёмки отличных плечевых и лицевых портретов. При работе с объективом на близком расстоянии было обнаружено, что проще всего установить фокус в ближайшей точке, а затем перемещать саму камеру до тех пор, пока индикатор Focus Peaking не просигнализирует о попадании фокуса в нужную точку.

Пример фото с Зенит 50mm f/0.95
Пример фото с Зенит 50mm f/0.95 + Sony a7 III

Удобство использования

В Зенит 50mm f/0.95 нет абсолютно никакой электронной начинки. Это означает, что его лучше всего использовать в полностью ручном режиме — так вы получите максимальный контроль над процессом съёмки.

При работе с этим объективом метаданные изображения писаться не будут. Для получения однородных цветов рекомендуется отключить в камере автоматический баланс белого. Если этого не сделать, то цвета от кадра к кадру будут отличаться. Особенно хорошо это заметно на прикрытой диафрагме.

Учитывая это, нельзя назвать Зенит 50mm f/0.95 объективом для новичков. Работа с ним требует терпения, практики и навыков съёмки в ручном режиме. Но для опытных фотографов это терпение окупается неповторимым качеством изображения.

Качество изображения Зенит 50mm f/0.95

Зенит 50mm f/0.95 делает потрясающее боке. Любой, самый захудалый и некрасивый фон этот объектив превращает в мягкое, сливочное боке. И не забывайте о потрясающих бликах, которые заставляют краснеть от зависти кисти Photoshop.

Боке

Зенит 50mm f/0.95 способен превратить любой фон во что-то особенное
Зенит 50mm f/0.95 способен превратить любой фон во что-то особенное

На f/0.95 боке настолько совершенное, что фон фотографии выглядит как творчество последователя пуантилизма. Снимая на Зенит 50mm f/0.95 на открытой диафрагме, вы получаете размытые цвета и невероятно мягкие фон и передний план.

Края боке нечёткие, с небольшим виньетированием: комбинация, которая помогает сделать боке кружевным. Даже прикрыв диафрагму до f/1.4, вы все равно получите отличное боке, совершенно не растеряв большую часть этой мечтательной дымки.

Девочка на летнем лугу
По-моему, Зенит 50mm f/0.95, размывает передний и задний планы просто потрясающе. А вы как думаете?

При мягком освещении диски боке получаются с красивым гладким краем. При более резком свете, например, солнечном, диски боке превращаются в мыльные пузыри с легкой текстурой в центре более выраженными краями.

Резкость

Хитрость работы с этим объективом заключается в том, чтобы убедиться, что то, что ты хочешь получить в фокусе, не превратилось в сказочное боке.

При съёмке на открытой диафрагме объект выглядит легким, сказочным. Романтично, но резкость получается не стопроцентной. Прикрыв диафрагму до f/1.4, можно получить хорошую резкость по центру кадра, которая приближается к максимальной на f/2.

Однако углы при этом всё равно остаются мягкими. Линии по направлению к углам выглядят как размазанные чернила. И такая картина с хроматической аберрацией не исчезает вплоть до f/11. Это плата за красивый фон, но по этой же причине вам лучше всего располагать объект съёмки подальше от краёв.

цветок в траве
«Поймать» стопроцентную резкость с этим объективом — задача не из простых

Объектив с характером

Блики с Зенит 50mm f/0.95 можно получить такие...
Блики с Зенит 50mm f/0.95 можно получить такие…

Если вы хотите увидеть характер Зенит 50mm f/0.95, просто наведите его на солнце. В резком свете оптика объектива создаст эпически-красивый дуговой блик. Слегка отрегулировав ракурс, можно перейти от частичного дугового блика, который выглядит как множество крошечных световых лучей, к более узкой радужной кривой:

Блики объектива
…а можно и такие

После того, как я увидел, на что способен объектив в жёстком свете, я был немного разочарован тем, что дымка в золотой час смягчила солнечный свет и лишила мои портреты такого красивого эффекта.

Блики в сочетании с красивым, кружевным боке создают характерный образ рассматриваемого объектива. Но есть у Зенит 50mm f/0.95 и несколько недостатков, о которых нельзя не упомянуть.

Те же особенности оптики, что создают эпические блики, порождают и очевидную хроматическую аберрацию (пурпурную окантовку). Я не заметил аберраций вне областей фокусировки, но пурпурная полоса довольно широкая.

Также нельзя не отметить заметное виньетирование, которое на широкой диафрагме выглядит как сплошная чёрная полоса, срезающая углы. Вы не сможете восстановить эти углы при редактировании. Единственный способ избавиться от виньетирования — кадрировать отснятую фотографию в редакторе.

Цветопередача

На широкой диафрагме Зенит 50mm f/0.95 создает светлые, туманные цвета. Немного прикрыв диафрагму до f/1.4 или f/2, можно избавиться от дымки и получить довольно приличную точность цветопередачи.

Полевые цветы
Приличная цветопередача получается, начиная с f/1.4 или f/2

Главное — не забывайте отключать в камере автоматический баланс белого, иначе цветопередача ваших фото будет скакать от кадра к кадру. Вот вам наглядный пример:

неправильный баланс белого
Не повторяйте моих ошибок — отключайте в камере автоматический баланс белого

В итоге я редактировал меньше изображений, чем обычно, потому что мне понравились цвета снимков, полученные прямо из камеры. Они вышли немного тёплыми, достаточно насыщенные по цветам.

Чтобы представить это наглядно, посмотрите отредактированные (слева) и неотредактированные (справа) фото ниже.

Выводы

Что понравилось?

  • У Зенит 50mm f/0.95 есть ярко выраженный характер. Мне нравится, что этот объектив предлагает невероятное, сказочное, туманное боке.
  • Цельнометаллический корпус выглядит солидно и удобен в работе.
  • Встроенная бленда органично сочетается с металлическим корпусом.
  • Хотя цену Зенитар Зенит 50mm f/0.95 нельзя назвать очень доступной, но она всё равно ниже, чем стоимость объективов Nikon Noct или Leica с аналогичной конструкцией.

Что не понравилось?

  • Блики иногда портятся очень заметными фиолетовыми ореолами, особенно на высококонтрастном изображении вне зоны фокусировки.
  • Края кадра довольно мягкие даже на прикрытой диафрагме.
  • Цельнометаллическая конструкция делает Зенит 50mm f/0.95 очень тяжёлым.
  • Ручная фокусировка делает работу с Focus Peaking довольно непростой.
  • Сильное виньетирование на f/11 (но, если честно, кто покупает f/0.95, чтобы снимать на f/11?).

Съёмка с полностью мануальным объективом — задача не для новичков. Но фотографы, умеющие работать с мануальными объективами, смогут получить от Зенит 50mm f/0.95 картинку, пропитанную характером классической фотографии.

Этот объектив не для любителей попиксельных разглядываний отснятых фотографий. Он не требует добавления дополнительных фишек в Photoshop. Зенит 50mm f/0.95 предлагает вам взять в руки камеру и просто творить волшебство фотографии.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».


Об авторе: spp-photo.ru

Добавить комментарий

Идеи для эффектных фото:
Новости партнёров
ПОДДЕРЖИТЕ SPP-PHOTO.RU