Обзор Nikon 500mm f/4E VR. Часть 1
Содержание
Ручная фокусировка
За 1/4 оборота фокусировочного кольца 500E FL объектив проходит дистанцию от бесконечности до 23 футов (7 м). 500G за те же 1/4 оборота проходит от бесконечности до 38 футов (11,6 м). 500G имеет небольшое преимущество в плане миниатюрных корректировок в режиме ручной фокусировки, но 500E FL быстрее перемещается по дистанции фокусировки. При фотосъёмке ни одно из этих различий я не заметил, но если вы снимаете видео и используете наезды и смену планов, то, вполне вероятно, вы сможете увидеть разницу.
Этот скрывающийся в траве заяц предоставляет прекрасную возможность для ручной фокусировки.
Электронная диафрагма
Вы когда-нибудь видели серию кадров, отснятую с одинаковыми параметрами экспозиции и в одних и тех же условиях освещения, в которой некоторые кадры выглядели ярче или темнее других. Этот эффект вызван тем, что между кадрами диафрагма не успевала открываться до нужного размера. Буква Е в названии 500E обозначает использование электромагнитной диафрагмы. В то время как большинство объективов Nikkor для регулировки диафрагмы полагаются на механическом рычаги, расположенные в байонете, 500E делает это посредством размещённого в объективе двигателя, соединяемого с камерой через контакты в байонете. Это позволяет 500E настраивать диафрагму быстрее. При высокоскоростной серийной съёмке это несомненное преимущество. На 11 кадрах в секунду, выдаваемых D4S механические диафрагмы испытывают проблемы с удержанием нужного отверстия, но для более медленных полупрофессиональных и любительских камер это не представляет серьёзных проблем. Как правило, такие изменения экспозиции лежат в пределах одного стопа и легко корректируются при постобработке.
Руководство пользователя предупреждает, что на некоторых значениях диафрагмы, скорость непрерывной серийной съёмки может снижаться. Чтобы проверить это предупреждение, я снял в ручном режиме множество серий на D4S на скорости 11 кадров в секунду при выдержке 1/1000 сек. Вот какие результаты скорострельности для различных значений диафрагм 500G и 500E FL получились у меня:
Объектив | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 | f/22 |
---|---|---|---|---|---|---|
Nikkor 500mm f/4G VR | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Nikkor 500mm f/4E FL VR | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 10.5 |
Этого я не ожидал. Мой 500G с механической диафрагмой снимает 10 кадров в секунду, а я всегда был уверен, что он честно лупит все 11. Единственное падение скорострельности, которое я заметил у 500E FL, было на f/22. Но такое значение диафрагмы я использую редко, так что этот факт меня нисколько не беспокоит. Я проверил 500E FL на выдержке 1/125 с, чтобы посмотреть, будет ли отличаться результат от полученного в ходе предыдущего теста. И она была – скорострельность колебалась между 10,5 (f/8-f/16) и 10,75 кадрами в секунду (f/4-f/5,6). Разница между 11 и 10 кадрами в секунду может показаться небольшой, но она означает на 10% больше шансов поймать удачный кадр – иногда это именно то, что нужно.
Последнее замечание относительно диафрагмы 500G и 500E FL – на f/4 получаются немного тёмные результаты (в сравнении с эквивалентными экспозициями на других диафрагмах).
Боке
Боке заднего фона по шкале сливочности находится где-то между капучино и латте, в то время как боке переднего плана больше напоминает макиато. Лучший способ рассказать о боке, по моему мнению, заключается в том, чтобы предоставить читателям возможность самостоятельно оценить изображения и сделать собственные выводы. Ведь качество боке – вещь крайне субъективная.
Знакомьтесь, это Куп, наш молодой Куперов ястреб, который довольно любезно согласился попозировать мне на моём заднем дворе. Провода на переднем и заднем плане размыты достаточно красиво, а боке получается круглым.
Между тем, по окрестностям Скоттсдейла бродят неразлучники.
Здесь мы видим небольшой размытый ореол вокруг птицы на заднем плане, вызванное какой-то задней подсветкой.
Кривизна поля
Я его не заметил. Вы можете сфокусироваться, используя более точную центральную точку и изменить композицию, не беспокоясь о том, что объект выпадет из фокуса.
Хроматические аберрации
Сначала я решил, что голубая кайма в верхней части Луны и красная в нижней – результат хроматической аберрации, скорее всего, усиленной 1.4x телеконвертером (некоторая мягкость этого изображения вызвана дымом лесных пожаров). Но, как подсказал мне один из наших читателей, — это дифференциальное преломление.
У всех супертелефото проявляются хроматические аберрации, но так как они легко поддаются исправлению, большинство пользователей не видят в этом проблемы.
Дифракция
Все объективы страдают от дифракции и 500E FL – не исключение. До f/11 объектив обеспечивает отличные результаты, на f/16 становится заметно некоторое смягчение изображения, но оно легко правится при постобработке. До f/22 я прикрывал диафрагму только в тех случаях, когда мне это было действительно необходимо для получения специфических кадров.
Засветы
Как и в 500G, некоторые элементы 500E FL имеют нанокристаллическое покрытие, препятствующее возникновению бликов. Благодаря этому покрытию объективы позволяют получать изображения с более высокой контрастностью прямо из камеры.
Солнечный свет, почти заливающий бленду и передний элемент, кое-где порождают общие засветы.
Штативный кронштейн
Штативный кронштейн 500E FL оснащён роликовыми подшипниками, позволяющими легко сменить горизонтальную ориентацию на вертикальную. Мне нравится этот обновлённый кронштейн – не считая уменьшения веса объектива, это моё любимое улучшение в 500E FL. Кронштейн 500G часто ограничивал и замедлял меня.
Кроме того, в штативном кронштейне 500E FL предусмотрен паз для кабельного замка – в 500G его не было. Несмотря на это, никто не пытался незаметно украсть 500G…
Минусы
Несмотря на то, что 500E FL, пожалуй, самый лучший объектив из когда-либо созданных, он не лишён некоторых недостатков. Давайте начнём придираться к нему.
Ремень Nikon для камеры, поставляемый с 500E, красивый и мягкий – долгожданное облегчение после страданий с переноской тяжёлого 500G на ремне Nikon D-Kapitator. Недостатком здесь является то, что Nikon сделал новый ремень слишком коротким.
Затратив немного больше нейлона, они могли бы сделать каждый конец ремня длиннее, что удовлетворило бы потребности любого фотографа. Если вам не понравился бы слишком длинный ремень, то вы могли бы подрезать его концы – это несравнимо проще, чем пытаться удлинить ремень, пришивая к нему дополнительные лямки.
Предлагаемый кейс для объектива – КТ-505 – хотя и выполнен из лёгкого поликарбоната, но в сравнении со своим предшественником КТ-504 огромен и неуклюж.
Его габариты – 607x354x253 мм – превышают предельно допустимый размер ручной клади для внутренних перелётов, а уж для международных – тем более. СТ-504 по размерам легко подходил под ручную кладь. В то время как производительность 500E FL может немного уменьшить ценность 500G, СТ-504 как раз может её значительно увеличить. Ну почему разработчики так безалаберно отнеслись к способам транспортировки и обеспечения безопасности нового объектива? Или они решили, что если вы можете позволить себе купить такой объектив, то вы с лёгкостью сможете выделить для него отдельное место в вашем личном Гольфстриме?
Ещё одна проблема с кейсом – она справедлива для всех супертелефото Nikon, которые мне доводилось использовать – заключается в том, что в кейсе вы можете разместить только объектив. Было бы удобно иметь возможность разместить в нём объектив с прикреплённым телеконвертером, но форма пенопластового ложа кейса этого не предусматривает. Вместо этого пользователю предлагается отдельный небольшой кармашек, в который можно поместить отсоединённый телеконвертер. Дело в том, что кейс настолько большой, что в нём можно было бы смело разместить объектив с прикреплённым к нему Nikon D4S, если бы формовка ложа была иной. Возможно, сторонние производители исправят эту ситуацию, предложив альтернативные варианты ложа для СТ-505.
К плюсам СТ можно отнести прорезиненные ножки, которые, в сравнении с СТ-504, значительно снижают скольжение кейса на гладких поверхностях.
Ещё один камень в огород СТ-505 – его защёлки не внушают доверия. В этом плане СТ-504 гораздо солиднее и безопаснее, на мой взгляд. В конце концов, какой толк в кейсе если он настолько большой, что вы редко когда захотите им воспользоваться?
Самым существенным фактором, удерживающим пользователей от обладания этим объективом, является его цена. 10 300 долларов для большинства из нас достаточно большая сумма. В моём случае я должен был отказаться не от одной, а от двух поездок в Париж, чтобы купить это стекло. Признаюсь, я готов пострадать ради своего искусства.
Добавьте к этой сумме стоимость страховки (а не страховать такой объектив просто глупо), которая вам встанет в пару сотен долларов в год. И не забудьте накинуть ещё сто баксов за необоснованно дорогой, но чертовски полезный чехол для объектива. Если у вас нет 1.4x телеконвертера (500), то не купить его было бы крайне глупо. Поскольку с его помощью вы можете превратить этот объектив в отличный 700mm f/5.6.
Как видите, вы не просто покупаете объектив, вы женитесь на нём – и будете с ним и в горе и радости, и в достатке и в бедности.
Телеконвертерные войны
Так как же покажет себя новый 500E FL с новым TC14E III против старого 500G со старым TC-14E II? Слава богу, эта луговая собачка всё ещё готова позировать для наших тестов. Глядя на необработанные RAW-ы, я могу сказать, что 500E FL с TC14E III обходит своего предшественника, как минимум, вполовину.
Обратите внимание, что нижняя луговая собачка выглядит немного крупнее из-за того, что она переместилась ближе к камере, а не из-за разницы в коэффициенте увеличения.
Вот еще один снимок с 500E FL и TC-14E III:
Новый ТС-14E III показывает заметное виньетирование, как на 500E FL (фото ниже) так и на 500G. За предыдущим TC-14E II такой недостаток не замечался.
500E FL с TC-14E III даёт поистине взрывное сочетание. По результатам съёмок я понял, что большую часть фотографий я сделал с телеконвертером, а не без него.
С ТС-17E-II на 500E FL можно получить фокусное расстояние эквивалентное 850 мм. Вот 100% кроп снимка, сделанного на D810:
Съёмка с рук на 1050 мм?
Итак, сочетание TC-14E III и FL 500E FL, установленные на D7200 даёт мне лёгкий и удобный эквивалент до 1 050 мм.
Ну, разве не мило? Этот молодой золотистый дятел отращивает свои первые усы.
1050 мм означает большое увеличение и съёмка с рук при таком увеличении – задача не из простых. Тем не менее, переведя переключатель системы подавления вибраций в режим Sport, я смог сделать немало достаточно хороших фотографий (они отлично подойдут для использования в интернете, для более внушительных результатов я бы использовал штатив).
Сравнение
В этом обзоре я сравнивал 500E FL только с его прямым конкурентом в линейке объективов Nikon – 500G. Старый 500G всё ещё очень хорош, как и ожидалось. Если вы снимаете с использованием штатива или мешка с фасолью, то я вижу крайне мало причин для перехода на новый объектив, если только вы не путешествуете много и не желаете снизить вес своего фотооборудования. В вопросах же съёмки с рук 500E FL является безусловным лидером.
А что насчёт супертелефото зумов? Рынок объективов недавно пополнился несколькими «доступными» телефото зумами: Tamron 150-600mm f/5-f/6.3 за 1 069 долларов, Sigma Contemporary 150-600mm f/5-f/6.3 за 1 089 долларов, Sigma Sport 150-600mm f/5-f/6.3 за 1 999 долларов и Nikkor 200-500mm f/5.6 за 1 399 долларов. Могу с уверенностью сказать, что для объектива за тысячу долларов Tamron выдаёт чертовски хорошее изображение.
Вот сойка, сфотографированная с помощью Tamron. По-моему, для использования в интернете она выглядит очень хорошо.
Так зачем на 500-мм фикс тратить денег в восемь или девять раз больше?
Во-первых, есть заметная разница в резкости при печати крупноформатных фотографий. Если вы просто размещаете фотографии в интернете, то об этой разнице беспокоиться не стоит.
Во-вторых, более широкая максимальная диафрагма объектива – f/4 – даёт в два раза больше света, чем объективы с диафрагмой f/5.6. Это, безусловно, преимущество в условиях низкой освещённости, кроме того, это увеличивает производительность автофокуса. Модули автофокусировки камер работают тем лучше, чем больше света они получают. Даже если вы настраиваете экспозицию на f/11, датчик автофокуса собирает информацию при открытой диафрагме. Следовательно, за равный промежуток времени датчик автофокуса камеры с установленным фиксом f/4 получит вдвое больше света, чем датчик автофокуса камеры с установленным зумом f/5.6. А это увеличивает точность работы системы автофокусировки камеры. Если вы снимаете в полдень в африканской саванне, то такая разница, скорее всего, не будет иметь существенного значения. Но если вы решите поснимать ранним утром в тропическом лесу, она может быть значительной.
Наконец, более дорогие объективы имеют высокотехнологичные покрытия линз, увеличивающие контрастность, особенно при съёмке в контровом свете. В какой-то степени при постобработке можно повысить контрастность изображения, чтобы помочь менее дорогим объективам догнать своих старших братьев и сестёр, но для критически важных ситуаций нет никакой замены варианту с захватом камерой оптимального изображения.
Вниманию новичков
Если вы никогда ранее не снимали на большие супертелефото фиксы, не паникуйте, если ваши первые результаты выглядят невпечатляюще. Эти объективы вознаграждают фотографов за хорошую технику. Малейшее движение камеры/объектива или ошибка в фокусе на десятую долю сантиметра становится заметна сразу же. Некоторые из моих первых попыток съёмки на 500 мм просто удручали меня. За такие большие деньги я ожидал получить шедевры. Увы, но с большинством фотографий это было не так. Но, всё же, некоторые из них были поразительно резкими настолько, что вы могли бы рассмотреть лапки клеща на ухе оленя. Если вы с одним и тем же объективом получаете одно изображение поразительно резким, а другое – размытым, то какие мыли должны прийти в вашу голову? Верно, что дело не в объективе. Чем дольше я снимаю с любым объективом, тем лучше результаты я получаю.
Также помните, что дорогие куски стекла от 500 мм и более работают только несколько часов в день. После того, как солнце восходит и потоки тёплого воздуха начинают создавать марево, разрешение и резкость катятся к чертям, если только ваш объект съёмки не расположен к вам очень близко.
Вывод
Безусловно, 500E FL – чудо техники. У него отличная производительность, выдающаяся резкость, и он более приспособлен для съёмки с рук, чем его предшественник.
С момента появления на свет, 500E FL был обречён на союз с D4S. Такой профессиональный объектив следует использовать только с профессиональной камерой. Преимущества электромагнитной диафрагмы и улучшение следящего автофокуса в полной мере будут заметны в сочетании с D4 или D4S.
Огромным преимуществом, предлагаемым 500E FL, является его относительно небольшой вес. Для тех, кто планирует много снимать с рук – это весомый аргумент в пользу выбора этого объектива. Но будьте осторожны, если вы недостаточно хорошо развиты физически и не склонны к мазохизму, остановите свой выбор на чём-то вроде Tamron 150-600mm, Sigma Contemporary 150- 600mm или Nikon 200-500mm. Если для вас съёмка дикой природы заключается в установке объектива на штатив возле ближайшего пруда и съёмки населяющих его птиц, то вам нет резона выбирать 500E FL вместо более дешёвого 500G.
На бумаге этот объектив резче, чем 500G, однако, на практике эти различия незначительны. Но с появлением камер с ещё большим разрешением картина может измениться.
Итак, подведём черту. Nikon 500mm f/4E VR FL – лучший 500-мм фикс, предлагаемый современным рынком?
Ответ: Да!
Примеры изображений
Автор и фото: Джон Шерман / Photographylife.com
Все права на изображения в этой статье принадлежат Джону Шерману
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Спасибо за обзор. Было бы интересно узнать, как этот объектив поведет себя с телеконвертером 2х. А еще было бы почитать обзор о новом 600mm f/4 FL